Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Как стать умнее

как стать умнейЭто тема, в которой я сам еще разбираюсь, но свои сегодняшние соображения уже готов высказать. Здесь я не очень хочу мотивировать кого-либо, подробно отвечая на вопрос о том, зачем вообще умнеть. Плюсы очевидны. Самая распространенная причина – самоутверждение. Будучи умным, можно превосходным образом тешить свое самолюбие в глазах окружающих. Но как быть, если вы на духовном пути, и эта причина вам не по душе? Возрадуемся! Даже высокоморальному и одухотворенному человеку не обязательно оставаться идиотом. Ведь почти все оставшиеся причины стать умнее можно свести к эффективности. Можно направить сильный ум на решение сложной задачи. Можно придумать что-то новое и полезное для мира. Продвинутый ум можно использовать как во вред, так и во благо себе и своему отечеству. В конечном итоге, сильный ум – это удобный инструмент, который позволяет взаимодействовать с происходящим наиболее эффективно.

Как стать умнее, открываясь пониманию

Когда я изучал психологию, и в частности психологическое консультирование, то особенно ясно начал понимать насколько важно понимание. Даже в толковом словаре один из синонимов прилагательного «умный» – это «понятливый». И теперь я уверен, что именно уровень понимания является основным «параметром» умного человека. Скорость и глубина понимания – то, что следует тренировать, чтобы стать умнее. Здесь понимание я обобщаю как на отношения с людьми, так и на обучение новым навыкам.

Обучение чему-либо можно свести к пониманию этого «чего-либо». В отношениях, да и в жизни вообще, благодаря пониманию мы начинаем видеть, что с нами происходит, кто мы, какие мы, где мы и куда нам двигаться. То есть, понимание в идеале дает ответы на все самые важные вопросы. Сам процесс понимания – «шире» сознательного ума, потому что охватывает разные психические процессы, в которые я здесь особо углубляться не хочу.

Один из основных видов понимания – это понимание того, что чувствует и чем руководствуется другой человек. То есть, например, человек говорит вам что-то, а вы его понимаете. Казалось бы, обыденное явление, но на деле – большая редкость. Мы не слушаем и не понимаем других людей, а непрерывно судим и оцениваем. Делаем вид, что слушаем, и автоматически поддакивая, ожидаем своей очереди высказаться. В общении нам обычно неинтересно, что на самом деле чувствует другой человек и что он пытается до нас донести.

Нам не хочется понимать других людей, потому что они могут оказаться правы, потому что их понимание может пойти вразрез с нашими заблуждениями. Понимание чревато раскачиванием привычных опор ума, на которых держатся наши иллюзорные ценности. И поэтому, чтобы сохранить свой ум нетронутым, мы не слушаем собеседника. В пол уха улавливаем сказанное только для того, чтобы проверить насколько это соответствует заезженным шаблонам нашего ума. И вот, если соответствия нет, мы начинаем оценивать, судить, и даже спорить. А если, как нам кажется, слова собеседника вписываются в нашу привычную картину мира, мы говорим: «угу», «да-да!», «точно!». Признаюсь, я и сам так постоянно делаю.

Мы всеми силами избегаем перемен, поэтому не любим слушать и понимать других просто на всякий случай, чтобы не тревожить свои заблуждения. Мы не хотим понимать. Нам хочется, чтобы поняли нас, чтобы собеседник проникся именно нашим мировоззрением и приобщился к нашим заблуждениям идеям. Если с нами согласны, значит, нас типа как бы уважают, любят и принимают, значит, нам не нужно меняться, и можно сохранить свои иллюзии, остановившись в развитии. Такое «приобщение» к нашим идеям, создает видимость единства, в котором болезненное самолюбие собеседников упивается их обоюдными иллюзиями. На таких вот причудах порой и держится «дружба» многих людей.

Настоящее понимание исходит из позиции ученика. Не то, чтобы вы учились конкретно у собеседника. Просто таким образом вы как бы вслушиваетесь в голос жизни. Даже если собеседник несет околесицу, вы не осуждаете и не оцениваете, а понимаете, что конкретно и почему он говорит. Вы чувствуете собеседника. На уровне чувств эту разновидность понимания в психологии называют словом «эмпатия». По сути, эмпатия – это практика осознанности в общении, применяя которую, вы быстро схватываете сказанное и открываете в себе способность реагировать чутко.

Чтобы стать по-настоящему интересным собеседником, пробуйте, хотя бы в качестве игры слушать и чувствовать человека, с которым ведете диалог. Что именно он пытается вам сейчас сказать? Каков тембр его голоса? Присмотритесь к его жестам и выражению лица. Что им руководит? В чем он пребывает? Такой осознанный подход к общению помогает открывать совершенно неожиданные глубины в происходящем – перед вами, словно в игре, начинают проявляться новые варианты возможного диалога, вы становитесь более участливым и чутким, а собеседник обретает то «волшебное» чувство, что его действительно понимают.

Такое глубокое понимание – это не попытка залезть в душу и раскусить собеседника, а простое безоценочное выслушивание того, что вам говорят. Благодаря такому выслушиванию, собеседник влияет на вас, потому что в это время вы открыты для его информации. Но именно в таком состоянии вы способны фильтровать информацию сознательно без подгонки под механические шаблоны ума.

Практика эмпатического выслушивания – техника психологов. И это — один из лучших способов стать умнее. Стать эмпатом и чувствовать других людей – не означает, что вы должны закрыть рот, и стать рупором, в который собеседник вываливает свой ментальный хлам. Просто именно благодаря эмпатии, вы начинаете понимать других, расширяете свои знания о жизни, и вступаете в диалог сознательно. И это, кстати, один из лучших методов развития интуиции. По-настоящему понимать что-либо – означает видеть суть явления. И здесь мы подходим к следующей грани того, как стать умнее.

Как стать умнее, кристаллизуя мысль

Обычно наше мышление (а порой и наша речь) напоминает какой-то балаган, или оркестр, где каждый инструмент играет, что хочет, на свой лад. Ум в таких условиях лениво мечется от одной идеи – к другой, постоянно отвлекаясь на что-то, механически грезит то об одном, то о другом. В таких условиях работать и действовать эффективно нелегко. Ментальная деятельность напоминает какую-то размытую картину, по которой хаотично разбросаны разноцветные пятна. И понять, что конкретно на этой картине хотел изобразить «автор», порой просто невозможно.

Настоящая проблема – не  в том, что в нашем уме не хватает умных мыслей, а в том, что эти умные мысли  размыты и сливаются со всеми остальными грезами ума, как пар в тумане. Чтобы стать умнее, необходимо обучать свой ум наведению «резкости» на конкретных идеях, улавливать их суть, удерживать и проявлять в четкие, точные мысли. Этот процесс я называю кристаллизацией мысли. Процесс мышления при этом становится внятным, отточенным и управляемым, и тогда посреди общей «мешанины», постепенно начнет проявляться суть. А когда в голове каша, человек действительно кажется глупым, речь становится бессвязной, а идеи размытыми.

Кристаллизованная мысль становится гениально простой и понятной. Если это мысль о проблеме, вы начинаете четко понимать суть проблемы. Понять в чем конкретно состоит проблема – означает сделать первый, важный шаг к ее решению.

Чтобы кристаллизовать мышление, необходимо тренироваться. Никаких специальных условий для этого не нужно. Просто всякий раз, когда вы обдумываете что-либо, пробуйте формулировать обдуманную идею максимально точной внятной и краткой фразой. Приоритет стоит отдавать точности, тому насколько метко мысль выражает идею. Если чувствуете, что фраза где-то звучит «мутно», продолжайте кристаллизовать эту фразу, пока не почувствуете, что она стала идеально отточенной. По мере таких тренировок, спустя время, вы сможете вернуться к этой фразе и кристаллизовать ее снова на еще более тонком уровне. Формирование кристаллизованных мыслей – мощный метод для того, чтобы стать умнее.

Вы можете совмещать эту технику с эмпатией и внимательным выслушиванием, о котором я говорил выше. Выслушивая собеседника, вы можете пробовать формулировать сказанное им более простыми и понятными словами.

Вы можете оттачивать мысль во время чтения книги, выражая размытые идеи в более четкие, ограненные «кристаллы», обнажающие суть происходящего. Сам процесс чтения при этом может замедлиться в два раза, но его эффективность увеличится примерно в пять раз. Чтение книг само по себе является одним из лучших инструментов развития интеллекта. Что читать, чтобы стать умнее? Это могут быть любые книги, которые побуждают задуматься.

Также, вы можете вести дневник, и практиковать выражение кристаллизованных мыслей на его страницах. Ведение дневника помимо прочего развивает память и творческое воображение. Здесь, на progressman.ru я тоже пробую кристаллизовать мысли, выражаясь максимально простым и понятным языком.

Возможно, вы слышали о принципе «бритвы Оккама», призывающем прекратить «множить сущности», если в этом нет необходимости. Для кристаллизации мысли важна краткость. Чем более лаконично и емко изложена мысль, тем проще ее понять. Причем краткость не означает поверхностность. Мысль может быть глубокой, и даже озаряющей.

Известный скульптор Донателло говорил, что «скульптура – это искусство убрать с камня все лишнее, сводя его к той форме, которую замыслил художник». Кристаллизованная идея – это самая суть, в которой нет ничего лишнего – только так «картина» становится шедевром. Кристаллизация мысли упорядочивает внутренний хаос, воспитывает ясность, «кристальность» ума, развивает интуицию и сам процесс мышления, позволяет формулировать и доносить идеи четким и простым языком, делает спутанную речь простой и ясной.

В этом деле я не мастер и продолжаю учиться, и поэтому с большим интересом почитаю ваши идеи о том, как кристаллизовать свое мышление наилучшим образом. Также, вы можете оставлять примеры кристаллизованных идей. Например, вы можете выбрать абзац из любого текста, или книги, и выразить его суть по-своему. Сам я чувствую, что эта сфера моей жизни до сих пор нуждается в дальнейшем прояснении. Иными словами мне не хватает осознанности в процессе кристаллизации собственных мыслей. Но я вижу перспективу, в направлении которой с интересом продолжаю двигаться.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

133 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Суть, данного текста проста и понятна, главное выловить из данного текста , один подтекст . В котором говорится что развивается интуиция . Интуиция это важнейшая часть понимания . Зачастую с помощью интуиции можно предвидеть собеседника . И за ранее проанализировать и сформулировать тот или иной ответ . ( спасибо , очень здорово. ) P/S учиться , учиться и еще раз учиться

  2. Знания, интеллект, истина, мудрость являются разнообразными проявлениями понимания, которое является их сутью. Знания основаны на конкретных записях и отпечатках в памяти.
    Анализ, исследование информации является проявлением мышления (ума) и основан на логичных классификациях, проверках доказательств и наблюдениях.
    Аналитическое мышление обязательно должно дополняться сообразительностью и интуицией, без которых невозможно совершенствование, изображением и образом без которых невозможно искусство, и воображением, без которого невозможно создание изобретений и открытий.
    Чтобы стать умнее необходимо поднять уровень своего анализа полученной информации наибольшим использованием логичных классификаций и воображения.

  3. «Author: cergeycirinComment:Знания, интеллект, истина, мудрость являются разнообразными проявлениями понимания, которое является их сутью.»

    Это чисто материалистический взгляд,где истина и мудрость продукт знаний,а не опыта и таланта.
    Мы знаем много академиков,художников,писателей и поэтов несчастных в личной жизни,которые
    обладали острым умом,интуицией и пониманием жизни.Кроме того, таланты и ум заложены с
    рождения и одними усилиями в этом мире не пробиться. Мудрость рождается внутри и не может быть передана другому.Она предполагает мастерство в отношениях с другими,но не за счёт хитрости,изворотливости ума и знания слабых мест партнёра,а любви и сострадания,
    требует мужества и терпения.Часто мудрецы не имеют верхнего образования и обширных знаний.

  4. Три аргумента в обоснование необходимости создания полной систематизации всех общих понятий человеческого языка:
    I.Прежде чем о чём-либо рассуждать, необходимо уточнить основной смысл применяемых терминов и сочетаний понятий, то есть создать систему взаимосвязей всех общих понятий.
    II.Люди разных убеждений по разному понимают свойства и качества присущие нормальному обществу. Эту проблему можно решить, если создать систему всех общих понятий человеческого языка – только она может быть объективным судьёй.
    III.Каждая наука анализирует взаимосвязи изучаемых её объектов.
    Современная философия в тупике, потому что вынуждена использовать в своих рассуждениях, но не анализирует взаимосвязи общих понятий человеческого языка. Поэтому без создания системы общих понятий человеческого языка невозможно создание научной философии, а без создания научной философии невозможно создание научных теорий практического устройства общества для научного обеспечения устройства и развития общества высшего уровня развития, а не так как сейчас используют совершенно ненаучную теорию рыночной экономики.

  5. Чем умнее человек, тем больше знаний об окружающем его мире он может понять.
    Ум – это есть способность понимания, а не запоминания!!!!
    Нельзя считать умными людей верящих в астрологию, всевозможные религии, чудеса, приметы, гадания и не понимающих теории эволюции. Такие люди способны только на подражание и повторение чужих взглядов.
    Вообще основное различие между умными людьми и дураками на любом уровне развития общества состоит в том, что умные люди ищут возможности прогрессивного развития общества во всех возможных направлениях, а дураки всегда утверждают, что всё уже хорошо и ничего кроме техники менять не надо.

  6. Счастливыми людей делают нормальные,добрые
    взаимоотношеия.
    Взаимоотношения между учёными все хорошо
    знают-сплошные интриги.Взаимоотношения
    нельзя вычислить.Ум без любви и сочуствия
    делает человека хитрым и жестоким.
    Постучись к умному и попроси стакан воды.
    Подохнешь под дверью не откроет.
    На одном уме далеко не уедешь.

  7. Еще добавлю, для того, чтобы стать умнее, необходимо постоянно ломать свое «Я», чувствовать время перехода в следующий возраст. Очень много людей застревают на определенном участке развития только потому, что им в этом возрасте комфортно.Стереотипы восприятия окружающих людей и мира мешают пониманию, общению, ведут в «болото»

  8. Для того чтоб кристаллизовать мышление, нужно иметь Кристалл вместо Сердца. Становиться умнее не обязательно, главное чувствовать как Ты звучишь во всём этом едином многообразии звучащего Пространства Действительной Пустоты.

  9. А где граница между способностью воспринимать информацию от другого человека и внушаемостью? Внушаемость для внушаемого может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от целей того, кто внушает. Наверное для этого должно быть доверие между собеседниками? Если такого доверия нет, то полученная информация должна оцениваться критически.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.