Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Самооценка и самоутверждение

Для измерения и оценки внешней среды можно использовать конкретные девайсы: линейки, весы, термометры, диагностирующие приборы. На этом уровне любой спор легко разрешается точными данными из поисковиков. Но как проверить правоту, когда дело касается человеческих поступков и качеств? Как отмерить и оценить свою индивидуальность? В качестве такого мерила для самооценки мы бессознательно используем чужое мнение. Прибегать к этому инструменту мы обучились в раннем детстве.

Впервые мы узнаем о себе и своих качествах от родителей. Мамы, папы, родственники и другие взрослые оценивали нас, обвешивая новорожденное эго каскадом качественных прилагательных: хороший, плохой, умный, красивый, капризный, послушный. Затем мы закрепляем эту зависимость от внешнего мнения в школе оценками учителей: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо…

Мы привыкли быть объектом оценки с возраста, о котором ничего не помним. Слова влияют на нас. Слово ранит и слово лечит. Это происходит бессознательно по глубоко укоренившейся в раннем возрасте привычке.

Поэтому, чтобы сохранить и повысить самооценку, мы все так рьяно ищем внешнего согласия, пытаемся остаться в чужих глазах правыми.

Что означает такая правота? По логике вещей прав тот, на чьей стороне правда. Но правда, как говорится, у всех своя. И потому правота – это по сути такая агрессивная позиция, которая служит вовсе не правде, а обороне самооценки. Например, когда претендуют на эксклюзивное обладание высокой истиной, чтобы подчеркнуть свое превосходство над окружающими.

Желать быть правым – естественно для человека, зависящего от мнения окружающих. Ведь куда проще вступить в спор и обесценить чужое мнение, чем разобраться со своей зависимостью от него.

Зависящий от чужого мнения человек, всю жизнь обслуживает концепции, на которых держится его важность. Какими бы бредовыми те ни были. Быть правым – это жажда ума оставаться нетронутым, сохранять и прокручивать одни и те же идеи, на которых удерживается самооценка. Такое самоутверждение – это избегание развития в пользу сохранения самодовольных иллюзий. Так формируется нерешительность. Проще, вообще, ничего не делать и жить пассивно, чем тревожить свое беспочвенно разбухшее эго поверкой реалиями.

Сладкое чувство собственной правоты – это самоутверждение в чистом виде. Подтверждение нашей правоты – это печать качества с надписью «одобрено» на «упаковке» нашего ума. Без такой печати ум рисует себе смертельные угрозы. Желание быть правым – это жажда жизни, проявленная через призму ума. Мы верим в благополучие и успех, когда чувствуем собственную важность.

Жажда славы – это предвкушение максимально повышенной самооценки, когда ум утверждается в тех самодовольных концепциях, которыми сумел себя зачаровать.

Когда мы приписываем важность другому человеку, он становится нашим авторитетом. Так у самооценки появляется внешний целевой маячок. Это – все та же старая игра самолюбия, попытка укрепиться в красивых искусственно раскрученных образах.

Самоутверждение

А если уму противоречат, не признают его уникальность, приравнивают к «серой массе» обывателей и «тварей дрожащих», то самооценка норовит обвалиться.

Полезно понимать, куда ведут покушения на чужую важность, какой бы завышенной она ни была. Если задели человека за живое и унизили, не удивляйтесь ответной ненависти. Никто не говорит «спасибо» за такую правду.

Поэтому бывает так сложно переубедить оппонента в споре, даже если его заблуждения очевидны. Наши «благие намерения» и защита «истины» в чужих глазах запросто становятся «вражеским» вторжением на личную территорию. В этом русле единственный реальный враг – это иллюзии, оборону которых мы удерживаем в битве с собственным «я».

Мы пытаемся казаться лучше, чтобы нас любили и принимали. В таком русле отстаивание правоты – это защита иллюзий, из которых склеен наш рекламный образ. И если мы с этим иллюзорным образом отождествляемся, истина становится злейшим врагом. На progressman.ru я уже поднимал эту тему в статье о внутреннем стержне.

Неуверенность в себе – это сомнение в собственном образе, подспудный страх, что наши искусственные представления о себе не выдержат контакта с реальным миром. Неуверенность в себе и в собственных истинах приводит к переживаниям за опоры нашей ложной личности. Когда неуверенный в себе человек спорит, он не ищет истину, а пытается убедить оппонента в жизнеспособности собственных иллюзий. Но если копнуть глубже, на самом деле убедить в этом он пытается себя. Так мы себя обманываем, рисуем самомнение на основе приукрашенных образов, поднимающих самооценку, даже если они и близко не соответствует реальности.

Устойчивость самооценки

Когда представления о себе реалистичны, самооценка становится устойчивой и переживания о том, какой ты есть сокращаются. Когда человек знает себя, ему нестрашно проверять на прочность собственные убеждения. Если устремление к истине действительно преобладает над самоутверждением, тогда избавление от иллюзий проходит гладко, а любой спор и полемика становятся чем-то вроде ненавязчивой игры.

Главная угроза психическому здоровью – это укрепление собственной значимости обманом. Реальность спонтанно вскрывает вранье, а человек мучается от стрессов. Такие сомнения в себе – главная причина колеблющейся самооценки.

Осознание неправоты в теме, где успел накрутить себе избыточной важности приносит закономерное унижение. Мы способны признавать болезненную правду, когда дальнейшее отстаивание правоты чревато еще большим ущербом для психики.

Человек, усомнившийся в нашей важности, может восприниматься врагом, угрожающим нашему авторитету. Такой человек мог просто случайно затронуть наши уже имеющиеся сомнения в себе. И когда эти сомнения всплывают на поверхность, начинается ломка. Мы можем не понимать, что именно происходит, и проецировать событие во вне, приписывать боль от колебаний самооценки унизительному давлению этого внешнего «врага».

Дальнейшее общение с таким человеком будет наполнено пристрастными искажениями, ведь «врага» хочется победить, восстановив «справедливость». Реальный объект обороны, конечно, – не справедливость, а самооценка.

Так, люди втягиваются в череду конфликтов, уже позабыв, с чего все началось. Тема спора – уже неважна; это может быть какая-нибудь нелепая мелочь – она лишь почва для «возмездия». Поэтому в споре оппоненты могут преспокойно темы сменять, сами того не замечая, ворошить уже все возможные разногласия ради реальной непризнанной цели – доказать свое превосходство.

Люди в споре не ищут конкретных решений, а по сути таким нездоровым образом доказывают друг другу, что их можно любить. Спорящий словно просит, чтобы мы, отстаивая свою правоту, вели себя гуманней с его иллюзиями. Просто, возможно, без них он себе жизни не представляет.

Любой другой человек – это зеркало, где отражаются наши надежды и страхи, пока нам проще проецировать их вовне, нежели признать и принять в себе. Познать себя означает осознать свои иллюзии, освободиться от них и принять реальность.

© Игорь Саторин

Продолжение: «Комплекс неполноценности»

Другие статьи по этой теме

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

31 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Хорошо написано, вскрывающе.
    еще бы в жизни обыденной всего этого не забывать… в одном понимании смысла нет.
    и тогда каким самым мудрым подходом будет действовать в ситуации конфликта интересов?

  2. Как минимум стоит осознавать, что причина собственной реакции — субъективные переживания, которые «ситуация» вскрывает. А дальше — техник много.

  3. Вопрос, нужно ли с этим бороться?) «Выскочки» подгоняют других людей двигаться вперед, заставляют их «крутиться», а иначе «выскочкам» без этого скучно — и самим никак.) Например в книге Артура Кларка «Лунная пыль» раскрыт интересный психотип: жаждущий славы и возможности самоутвердиться ученый, который совершает открытие, которое в принципе мог сделать только человек такого склада — с комлексами.) Все зависит от уровня интеллекта и от того, в какое русло направлена эта энергия самоутверждения: глупость, созидание или разрушение. Безусловно, помимо внутренней движущей силы — вот, такое состояние комфорта, речь может идти и о какой-нибудь патологии. Если уже есть мозг, его придется как-то занимать,т.е. после нажатия клавиши «ВКЛ» изволь «работать» (кому больше нравится: «рожден» изволь «жить»), активность или пассивность связана с гармонами, состоянием нервной системы и проч. физиологией — тот или иной «выхлоп» должен быть обеспечен, либо должны использоваться специальные техники, чтобы замедлять эти процессы в организме.)
    Самоутверждаться — не равно познавать. Поэтому, для одних это положительный импульс, трамплин, а для других просто триумф тупости и банальное отвоевывание своего пространства, а «здравствуй невроз» м.б. и в том и другом случае.)
    У упрямого глазного хирурга Мулдашева, который сделал уникальную операцию по пересадке глаза, по его же воспоминаниям, был сильнейший невроз из-за споров со своими оппонентами и чьего-то там неодобрения. Он сделал, другие -нет. Доказал. Мог бы стать «дураком», а стал мудрее. А могло не получится. Риск во имя достижения своей цели, возможно, полезной и для общества.
    Это так, мысли.)))

  4. «Мамы, папы, родственники и другие взрослые оценивали нас, обвешивая наше новорожденное эго каскадом качественных прилагательных, наподобие: хороший, плохой, умный, красивый, капризный, послушный и т.п.»

    Мы от оценок никуда не можем деться.) Но слышала дельный совет психологов: оценивать не самого ребёнка (плохой/хороший) а его конкретные действия. Так ему остаётся возможность отстраниться, и в следующий раз поступить иначе.

    … или всё же можно «не оценивать»))), когда у тебя на глазах ребёнок отрывает мухе крылышки, к примеру?? … наверное лучше просто сказать, что «ей больно» (указать на то, что ребёнок не принимает во внимание)

    Прошу прощения за «длинные мысли вслух» :)

  5. Статья замечательная :) спасибо.
    Самооценка — актуальная тема!!! периодически спотыкаюсь об эту «проблему», расшибая лоб в кровь: есть моя оценка, есть окружающих и есть наконец их пересечение, т.е. золотая середина, которая позволила бы спокойно жить… но не всегда пойму, где она находится… пытаюсь уловить. Так хочется чтобы меня любили и принимали правда… ведь я хорошая!!! — с одной стороны, а как на самом деле? — с другой, ведь хочется быть хорошей :)

    Заметила мимоходом, что на потребность оценивать себя саму влияет моя недостижимо-достижимая ниша, в которой хочу находиться. Может быть она состоит из иллюзии или надуманного комфорта, раздутого в мыслях до невероятных размеров. (мое желание быть где-то, чтобы быть где-то, нужно стать такой-то)… вроде планки (высоты), которую хочу очень достигнуть, но думаю, что не получится — неуверенность.
    Если у меня не получается самоутвердиться, то я думаю , что недостаточно хороша для «хороших» окружающих и мне становится страшно от того, что чтобы я не делала, как бы не старалась положение дел не изменится. Самооценка падает.
    Но когда я вопреки изложенному добиваюсь «расположения» или достигаю цели, то то, чего добилась оказывается до смеха простым, самое интересное ценности своей не теряет, после лба расшибательства в кровь :).

  6. Savana >Вопрос, нужно ли с этим бороться?

    Нужно ли уму бороться с собой? Иногда и это уместно. А жажда славы, ЧСВ, гордыня и т.п. — это отличные мотиваторы, до тех пор пока они не удовлетворены. Возможно, на всякий случай, стоит обзаводиться и другими.

    Viktori, >Но слышала дельный совет психологов: оценивать не самого ребёнка (плохой/хороший) а его конкретные действия.

    Это великолепно работает и на взрослых.)

    Ольга, да, такова наша природа :)

  7. «А жажда славы, ЧСВ, гордыня и т.п. — это отличные мотиваторы, до тех пор пока они не удовлетворены. Возможно, на всякий случай, стоит обзаводиться и другими.»

    Вопрос только, какими..
    Даже писатель, работая над своей книгой или художник, работая своей над картиной, как-бы в удовольствие, мечтают о том, чтобы их труд был востребован, а их заслуги признаны. Учитель гордится своим учеником. Например Вам интересно подталкивать людей к их «упущениям», которые, например, Вы видите, а они нет и не всегда это вызывает поощрение, но для Вас это тоже самоутверждение. Куда от него деться? Быть здесь и сейчас, быть наблюдателем за своим телом, все время где-то чуть-чуть в стороне?)

  8. > самоутверждение. Куда от него деться? Быть здесь и сейчас, быть наблюдателем за своим телом, все время где-то чуть-чуть в стороне?)

    А зачем от него куда-то деваться? Полагаю, стоит задаться вопросом, от чего, почему и куда двигаться. Если привычные «механизмы» распознаны, например, как болезненные, можно (опять же, например) двигаться к покою через осознание происходящего. Ничего не подавляется и не избегается, а просто наблюдается и распознается таким, каким и является. А чтобы не получать неврозов, возможно, в качестве попутных компромиссов стоит позволять себе то, чего хочется. А иначе, человек решает стать суперменом, и вести себя как супермен, и если у него не получается, он почему-то унизительно переживает, что он до сих пор не супермен :)

  9. «А чтобы не получать неврозов, возможно, в качестве попутных компромиссов стоит позволять себе то, чего хочется.»
    Сложный вопрос, у меня неврозов не наблюдалось, а недавно пришлось столкнуться с такой проблемой у близкого человека, была в шоке: нормальный человек враз превращается в нытика, а если запущено, то и без таблеток не обойтись, реабилитация больше месяца. Как мне кажется, д.б. защитные механизмы, один из которых умение «забивать» на запредельные раздражители и еще чувство самоиронии помогает. Все к тому, что для того чтобы обрести броню, умение держать удар, гибкость, во всяком случае на этом этапе, самоутверждение необходимо. Очень тяжело общаться с обидчивыми людьми и ни чуть не проще — со снобами. Вторые переусердствовали с защитой.
    «Двигаться к покою»
    Ну, человек же не замкнутая система.) Уединение — да, позволяет быть самодостаточным, пока это уединение есть. Жизнь в социуме не м.б. без самоутверждения, мне так кажется.
    Не взаимодействовать нельзя. Достигать своих целей без какого-либо позиционирования себя и других в социуме, бездействуя тоже нельзя, а иначе это просто удачное стечение обстоятельств.Постоянно уверенный в себе человек — странно. А вот жажда славы присуща далеко не всем. Может ключ в набивании шишек, «привыканию» к стрессам и их дозированию, обретение некой гибкости в общении? Умение отступать, извиняться, когда это надо, быть добрее.)
    Заметила, когда намеренно «подставляешься» под людей, которые самоутверждаются, лучше они от этого не становятся, воспринимают как очередную победу, а не новый опыт, ну, может так совпадало..

  10. Savana, я не против самоутверждения. Всему свое время. Под компромиссами как раз его имел ввиду и любые другие мирские радости. Чего точно стоит избегать — это самоутверждения за счет тирании и унижения других людей. А гордиться, например, полезными навыками — на каком-то этапе развития личности просто необходимо. Под покоем имел ввиду — психический покой, а не физический.)

    >Заметила, когда намеренно “подставляешься” под людей, которые самоутверждаются, лучше они от этого не становятся

    Дык! Принимая наркотик, человек может захотеть увеличить «дозу».

Добавить комментарий для Viktori Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.