Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Самоконтроль, трудолюбие и сила воли как эгоистические фикции в уме

трудолюбиеТрудолюбие, самоконтроль и сила воли большинству людей представляются недостижимыми добродетелями, которыми якобы обладают редкие, «волевые» личности, способные заставлять себя совершать сверх-усилия, терпеть боль и мужественно выносить различные невзгоды. В этом ключе, например, трудолюбие воспринимается как некое благородное, почти волшебное качество, которое закладывается генетически, и которым обладают единицы. И в таком ключе трудолюбие как абстрактное «качество» — действительно является недостижимым. Но это – ошибочная точка зрения. Трудолюбие и самоконтроль – это не качества, а отношение к ситуации, при котором человек попросту хорошо замотивирован потрудиться.

Самоконтроль и трудолюбие как эгоизм

Трудолюбие, самоконтроль, сила воли, самодисциплина — все это «способности», которые вращаются вокруг пресловутой мотивации. Все это — фикция, которая возникает там, где у человека присутствуют противоречащие друг другу желания. К примеру, одно желание заставляет человека идти работать, а другое – отдыхать, и побеждает то желание, которое сильней. Мы всегда делаем то, что хотим делать. В этом заключается наш великий эгоизм и наша великая «доблесть» и сила характера. О какой силе характера может идти речь, когда человек просто делает то, что он хочет делать? Трудолюбие и сила воли возникают из пустоты именно там, где одно желание (спонтанно) подавляется другим желанием, там, где мы ощущаем сопротивление в собственном уме. Наши желания – это влияния, которые управляют нашей жизнью. Ни контроля, ни тем более самоконтроля не существует. Есть просто влияния. И то влияние, которое влияет сильней — побеждает. А человек в это время может думать, что у него есть сила воли, и сила воли эта у него «сильная», раз, скажем, желание не курить — победило желание курить. В этом смысле все вообще, что мы делаем – это такое проявление «силы воли». Отсюда же растут ноги у трудолюбия, самоконтроля и самодисциплины. Наша мотивация заслуживает самого пристального внимания. Эта тема на progressman.ru – одна из главных.

Но если все-таки попробовать рассмотреть самоконтроль, трудолюбие и силу воли, как некие облагороженные, самостоятельные качества, не зависящие от наших желаний, мы столкнемся с большим парадоксом. Потому что при такой постановке все наши «волевые качества» — это какие-то неведомые, самостоятельные явления, которые противоречат самому понятию воли. В таком ключе, человек может свернуть горы, сам не понимая, зачем он это делает. Он даже может быть против этого «сворачивания» гор, т.к. на них, например, могут жить живые люди. Но он их «сворачивает» под влиянием «благородного» «трудолюбия» и «самоконтроля». В таком положении, мы сталкиваемся с самоконтролем, который не способны контролировать, с силой воли, которая ничего общего с нашей волей не имеет и с трудолюбием, в котором никакой любви и в помине не было. Все это – очевидная чепуха.  Воля – она и есть воля. А сила у воли мерещится, когда она (воля) преобладает над другими желаниями (более слабыми волями).

Как быть с различными аскетами и стоиками, которые, проявляя твердость характера, намеренно устраивали себе жизненные испытания? Здесь мы можем говорить о высшей степени проявления «эгоизма», когда желание добиться духовного преображения преобладает над всеми остальными желаниями, при этом, мотивируя «волевую» личность выносить ради великой цели попутные трудности. И я честно, восхищаюсь проявлением подобного рода «эгоизма» у людей. А что тут можно поделать? Если Вы до сих пор – не просветленный Будда, то даже благотворительность в какой-то степени исходит от Вашего эго.

Без потакания своему эго человек остался бы на уровне первобытного строя. Совершенно нормально потакать собственному эго, если этого искренне хочется. В таком потакании волевые люди и совершают свои великие подвиги. Просто бывают откровенно инфантильные и «эгоистичные» потакания, а бывают «мудрые» и созидательные. А иначе, как это часто и случается с различными эзотериками, человек потакает своему эго, приходя в восхищение от самого себя в том, как здорово он ему «не потакает», якобы следуя какому-то иному, «духовному» влиянию.

Самоконтроль и трудолюбие как дальновидность

Нет никакой необходимости говорить о трудолюбии и самоконтроле там, где мы сами искренне хотим работать. Нет ничего дурного в том, чтобы следовать своим желаниям, проявляя при этом «самоконтроль» и «трудолюбие». Проблемы начинаются там, где желания противоречат друг другу, разрывая человека на части, вызывая при этом невроз. Эго – не какое-то вселенское зло, а удобный и эффективный «инструмент» взаимодействия с реальностью, который нам необходим на текущем этапе развития личности. Просто, как уже говорилось, эгоизм бывает инфантильным, а бывает мудрым. Инфантильность проявляется там, где мы не учитываем последствия своих действий. Мудрость проявляется в дальновидности.

Что касается дальновидности, здесь, как и с трудолюбием, кто-то может подумать, что речь идет о каком-то чудесном, почти экстрасенсорном качестве, сродни провидению. На самом деле дальновидность – это обычная, бытовая предусмотрительность, или, если угодно — расчетливость. Вы просто трезво анализируете возможный результат собственных действий. Если, к примеру, вам лень работать, подумайте хорошенько о последствиях. Быть может, вам действительно не нужно работать. Быть может, Вам по душе то, как живут альфонсы, иждивенцы, или, например, бомжи? А может быть, у Вас есть другие, более важные дела? И если работа причиняет «страдания», смертельную «скуку», просто трезво оцените свою жизнь. Какую цель вы ставите перед собой? Что нужно делать для достижения этой цели? В этом ключе, дальновидность, самоконтроль и трудолюбие — это способность помнить о своей цели. В этом смысле – это еще и способность концентрироваться, не отвлекаясь на забытье, в котором осознаются лишь поверхностные, грубые желания. А концентрация к тому же, — одно из самых ценных качеств на духовном пути. Помимо того, что «работа» приближает к цели, она развивает и кристаллизует личность: интеллект, разум, силу концентрации и силу характера. Вот такая мотивация.

Трудолюбие и самоконтроль рождаются там, где мы проявляем дальновидность. Грубый маньяк может оказаться ограниченным в том, что касается осознания последствий собственных действий. Он себя толком не осознает, поэтому жаждет впечатлений сейчас, не заботясь о последствиях. Святой мудрец прост. Он себя хорошо знает, он получает впечатления сейчас, не беспокоясь о будущем, но при этом мудрец делает все, что требуется для гармонизации пространства, как в настоящий момент времени, так и с учетом его последствий. Обыватель в этом отношении — где-то посередине. Все это напрямую зависит от утонченности нашего восприятия и степени нашей осознанности.

Трудолюбие и самоконтроль – полезные добродетели. В этой статье я попытался их «разоблачить» не для того, чтобы принизить их ценность, а чтобы каждый убедился, что ничего недостижимого в этих добродетелях нет. Трудолюбие и самоконтроль – это ясное понимание собственных желаний. Помимо практики осознанности, в этом может, также, помочь техника, описанная в статье «Как изменить свою жизнь к лучшему». В ближайшее время я еще вернусь к этой теме, рассмотрев эти процессы через призму психологической «зоны комфорта».

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

37 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. ivan,
    можно адресовать вопросы всем «присутствующим». Евген, вон — дело говорит.)
    Вот еще по теме: progressman.ru/2009/04/pochemu-realnost-sushhestvuet/

    Диана,
    согласен с Вами! Как поют Radiohead: «everything in it’s right place»)

    Эляна,
    да-да!

  2. для ivan

    Обратиться к вопросам СМЕРТИ. Она уж точно не содержит ничего наносного и вычурного, а проявляет и усиливает настоящую правдивую красоту жизни.

  3. > Грубый маньяк может оказаться ограниченным в том, что касается осознания последствий собственных действий. Он себя толком не осознает, поэтому жаждет впечатлений сейчас, не заботясь о будущем. Святой мудрец прост. Он себя хорошо знает, он получает впечатления сейчас, не беспокоясь о будущем, но при этом мудрец делает все, что требуется для гармонизации пространства, как в настоящий момент времени, так и с учетом его последствий.

    Хеллоу!

    Вроде все более-менее понятно кроме этой фразы. С одной стороны, «не заботясь о будущем». С другой — «не беспокоясь о будущем». Это ли ни одно и то же? Или я опять чего не понял? А потом, ну кто может предвидеть все варианты развития событий, а? И уж тем более — «для гармонизации пространства». А это-то как?! Созидательность, что ли? Ну так она тоже «относительна» и что одному хорошо, то другому — не очень.

    В остальном я сделал вывод из статьи, что все сводится к тому, что человек лучше всего «работает» там и делает то, что ему интересно. А вот куда его интересы его приведут — это второй вопрос…

  4. Да, здесь легко спутать одно с другим.

    >жаждет впечатлений сейчас, не заботясь о будущем

    Как ребенок, которому хочется конфет прямо сейчас и по больше. А потом живот болеть будет.

    >он получает впечатления сейчас, не беспокоясь о будущем

    Мудрец не беспокоится о будущем, потому что осознает, что живет в настоящем. Но раз уж настоящее имеет тенденцию продолжаться, мы делаем то, что можем для его гармонизации, т.к. настоящее продолжится и проявится в «будущем». Это не столько беспокойства, сколько учет возможных последствий.

    >А потом, ну кто может предвидеть все варианты развития событий, а?

    Об этом есть в статье: «Что касается дальновидности, здесь, как и с трудолюбием, кто-то может подумать, что речь идет о каком-то чудесном, почти экстрасенсорном качестве, сродни провидению. На самом деле дальновидность – это обычная, бытовая предусмотрительность, или, если угодно — расчетливость. Вы просто трезво анализируете возможный результат собственных действий. Если, к примеру, вам лень работать, подумайте хорошенько о последствиях. Быть может, вам действительно не нужно работать. Быть может, Вам по душе то, как живут альфонсы, иждивенцы, или, например, бомжи? А может быть, у Вас есть другие, более важные дела?»

  5. >>>>А иначе, как это часто и случается с различными эзотериками, человек потакает своему эго, приходя в восхищение от самого себя в том, как здорово он ему “не потакает”, якобы следуя какому-то иному, «духовному» влиянию.

    :-) спасибо. узнала себя.

  6. Ruta, как сказал один человек «мы трудностей не боимся, сами их создаем, а затем мужественно преодолеваем» )

  7. ivan,
    Сообщения удалил. Просьба писать под статьями по теме статей. Не по теме — можно создавать темы на форуме. И вопросы лучше все-таки адресовать не только мне лично, а всем вообще, т.к. кроме нас тут есть и другие люди.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.