Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Медитация спонтанного присутствия

медитация спонтанного присутствияЕдинственно верный путь – это путь, которым вы следуете. Все описания проходят через призму субъективности индивидуальных оценок, поэтому самого пути они касаются лишь косвенно. Следуя вербальной инструкции, практик должен выйти за пределы слов и понятий, поэтому, когда вы начинаете по-настоящему касаться реальности, то осознаете, что все ваши представления о пути не имели с ним ничего общего. Описание техники – это, своего рода, установка. В какой-то момент вы можете обнаружить, что, наконец, у вас получается то, о чем говорят учения, но при этом вы могли использовать собственную установку. На первых порах, вспоминая «правильные» слова, вы включаете определенные процессы практики. В это время концепции и подходящие книги еще могут быть полезны. Позже вы обнаруживаете самого себя в непрерывном естественном присутствии за пределами понятий без использования каких-либо искусственных методов.

В уме нормального человека присутствует непрерывное сомнение в том, что происходящее правильно. Это сомнение побуждает как бы проверять реальность, все привычные ментальные опоры путем непрерывного отвлечения на мысли. На тонком уровне это похоже на неуверенность и страх за правильность происходящего. Сомневаясь в реальности, человек вспоминает «события», непрерывно просматривает, и анализирует воображаемую реальность. Эта реальность полна конфликтов и противоречий, каждый ответ порождает все новые вопросы, во всем присутствует непрерывное разделение. Так человек погружается в сон, в реальность мысли, где его непрерывный дискомфорт и неудовлетворенность притупляются. Мысли – двойственны. Каждая с одной стороны приносит частичку удовлетворения и ответа на беспокойное сомнение, вызванное предыдущей мыслью, с другой стороны, ограничивая полное понимание, текущая мысль отражает бесконечно малую часть знания, неминуемо вызывая свою толику страха.

Когда внимание приковано к мыслям, первое, на что необходимо его перенаправить – это дискомфорт, который заставляет поглощаться этими мыслями. Этот тонкий дискомфорт в голове может напоминать некое магнитное поле, содержащее в себе беспокойство и напряжение одновременно. Для обывателя проще всего вытеснить это переживание в бессознательное, и забыться во сне разума, воображая реальность на уровне мыслей. Но на определенном этапе, когда иллюзия перестает устраивать, мы обретаем готовность увидеть все как есть.

Тонкий дискомфорт на уровне головы – это блоки, на основе которых строится эго. Этот дискомфорт – словно нервный комок между иголок, без основы – он постоянно в волнении, побуждает ум пребывать в непрерывном движении, чтобы забыться, как-то отвлечься от самого себя, найти мимолетное пристанище в мыслях. Это – причина умственного волнения.

По сути, это переживание является тонким напряжением, и устраняется, как уже ни раз говорилось, соответственно, благодаря тонкому расслаблению. Чтобы осуществить подобное расслабление вы созерцаете это переживание – причину механического мышления. Подобное смелое созерцание постепенно растворяет этот дискомфорт, успокаивая ум. Помимо прочего, в это время возникает удовлетворение от осознания того факта, что причина всей этой ментальной кутерьмы противоречий достаточно проста, и разрешима путем простого созерцания. Вы чувствуете, что проблемы – это не какие-то внешние события, а психическое напряжение, с которым можно работать напрямую.

Если вы переживаете что-то наподобие «невозможности» продолжать практику созерцания, то просто включаете ощущение этой «невозможности» в общую непрерывность наблюдаемых явлений. Сложно описать это словами. Возникает ощущение, словно вы вывернули явление наизнанку, и теперь, вместо привычного замыкания на мыслях, используете энергию дискомфорта для подпитки тонкого наблюдающего сознания. Ощущение, словно, не зная как, вы «делаете» то, что нужно – удерживаетесь в безопорном состоянии между мысленным неприятием жизни и блаженным приятием спонтанного сознания. При углублении этого состояния появляется ощущение мощного, плотного пространства над головой в котором мысли растворяются спонтанно.

На более глубоком уровне беспокойство ощущается как страх, быстротечная тонкая энергия, которую хочется отвергнуть. Проще всего от этого страха закрыться и снова уйти в обывательское мировосприятие. Но когда вы невозмутимо всматриваетесь в источник страха, прямым и открытым взором сознания, страдание уходит. Иллюзорная опора, за которой прятался ум, растворяется, страх, притупляющий восприятие уходит, и сознание расширяется. Так вы становитесь все ближе к собственной исконной природе чистого бытия. Подобных страхов у эго может быть множество и по мере практики, растворяя их, вы открываетесь истине на все более тонком и глубинном уровне, постигая таинство настоящего.

Когда мысли более-менее успокоены, вы продолжаете углублять расслабление, отыскивая причины напряжений, тончайшие волнения в теле и сознании, и растворяете их путем простого естественного созерцания – пребывания в едином потоке бытия со всеми переживаниями. Однако поиск истоков мышления не должен быть напряженным, иначе он сам становится причиной волнения. Все происходит спонтанно, без усилий, естественно. В непрерывном расслаблении нет никакого действа. Это напоминает погружение в сон – если вы пытаетесь заснуть намеренно, то лишь будоражите ум, а если позволяете телу «действовать» самостоятельно, оно выполняет свои функции наилучшим образом. То же самое касается медитации, вы отдаете себя энергии, и она все делает сама, очищает тело и сознание, устанавливает оптимальный, естественный порядок течения всех внутренних процессов. Глубокая медитация может граничить с погружением в сон. Это нормально, однако, если засыпание в медитации все же происходит, стоит временно перейти на концентрацию, и ночью спать столько, чтобы высыпаться.

Можно пробовать созерцать физическую, эмоциональную и ментальную сферу в целом, как единое «тело». При таком неразрывном осознании возникает ощущение, словно вы подвешены в реальности в точке без координат, и вокруг со всех сторон на вас мягко давит пространство. Оно вливается в вас там, где тонкие каналы чисты, вызывает вибрацию и треск там, где энергия проходит с препятствиями, и ощущение давления там, где энергия еще не может пройти. Осознавая себя таким образом, как единое целое, вы постепенно расслабляетесь еще глубже, мягко направляя внимание на остаточные напряжения и беспокойства, отпуская хватку за иллюзорные опоры снов разума.

На тонком уровне мы переходим на созерцание деятеля, то есть – на созерцание изначального источника иллюзии. Истина в том, что для естественного присутствия ничего не требуется. Мы всегда есть. Остаточное напряжение и помехи в естественном созерцании связаны с тем, что какая-то часть сознания по-прежнему пытается что-то делать, направлять, перестраивать, проталкивать. Все-все эти действия лишние. Тело формируется в утробе матери без вмешательства нашего ума. Воистину, на все воля Бога! Когда мы перестаем вмешиваться, все заботы о нашем существовании берет на себя верховная природа. Это действительно – высшая милость. Вы просто расслабляетесь и созерцаете остаточные попытки ума вмешаться, как часть собственной спонтанной непрерывности в едином потоке бытия, и в конце-концов полностью «сливаетесь» с настоящим, погружаетесь в то, что есть.

Тонкая деятельность и напряжение отвлекают от реальности, вовлекая в сны разума, в иллюзию отдельного существования. Поэтому мы отпускаем всю деятельность, позволяя быть тому, что есть. То, что есть – просто, для этого не требуются усилия, не требуются действия, истина не нуждается в опорах. Естественное присутствие – это вы, это – ваша бессмертная природа, всегда чистая и свободная. Когда вы осознаете, что усилия и беспокойства более не нужны, все ваше существо переполняется блаженством и радостью. Вы достигли своего дома. Здесь нет страхов, скуки, печали, нет ни сомнений, ни потребностей. Есть лишь свобода и ясность. Течение энергии продолжается, тело может говорить, ум читать, но у происходящего нет исполнителя. Когда нет «делающего», все делается само собою и делается наилучшим образом.

Все – спонтанная игра. Сам автор является происходящим внутри вашего сознания, он не важней, не лучше и не хуже мириад прочих явлений, которые случаются сами собою. Свобода от авторства уносит прочь все страдания. Сомнение уходит, и каждый момент наполняется естественной верой и знанием. Все – правильно, все – на своем месте. И так было всегда. На progressman.ru иллюзорности деятеля посвящена отдельная статья.

Происходящую реальность можно осознавать даже во время обыденных действий в материальном мире. Вы всегда присутствуете сейчас, и действия, как тонкие ментальные, так и физические, словно река – льются сами собой через вас, без каких-то препятствий. То, что ощущается как препятствие для осознания реальности – это те самые тонкие напряжения, неприятие жизни в какой-то из ее плоскостей. Это действительно похоже на хватку, которой человек удерживал себя из страха потерять то, чего на самом деле не существует.

Для того чтобы продолжать оставаться в настоящем – ничего не нужно. Вы уже в настоящем. Эта высшая практика – медитация спонтанного присутствия. Это настолько просто, что ум не в силах понять, но вы, тем не менее, всегда были, и являетесь высшей реальностью. Однажды осознав себя, вы запомните этот «вкус». По началу он будет проявляться как некое освобождающее пробуждение в тот момент, когда ум начинает заигрываться, и со временем, по мере успокоения тонких напряжений, реальность проявит себя как нечто совершенно естественное и простое в полной мере.

Эта интуитивная практика у каждого может происходить собственным индивидуальным путем. Не стоит принимать описание, как некое математически точное знание. Для текущего времени могут быть подобраны лишь относительно «правильные» слова, однако ваш путь – вне слов и правил.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

81 комментарий

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. цитирую: Тонкая деятельность и напряжение отвлекали нас от реальности, вовлекая во сны разума, в иллюзию отдельного существования. Поэтому мы отпускаем всю деятельность, позволяя быть тому, что есть. Когда нет «делающего», все делается само собою и делается наилучшим образом.

    можно об этом поподробнее?
    1.Как отпустить всю деятельность? Как достигается такое «невовлечение»?

  2. Андрей, я до конца сам не понимаю как именно это происходит. Но точно помогает созерцание. Вы либо делаете, вовлекаетесь, либо созерцаете и смотрите на движение со стороны. Вникать как это происходит не обязательно. Достаточно просто удерживать непрерывное созерцающее внимание.

  3. Игорь, спасибо за ответ.
    Я занимался подобным при прогулке по парку. Чем сильнее созерцание, тем медленнее движение. В итоге просто останавливаешься. Получается, что «невмешательство» невозможно в повседневной жизни…. иначе полное бездействие.

    Может я что-то не так делаю?

  4. Андрей, в движении такие вещи практиковать — это уже очень продвинутый уровень. Обычно начинают с сидячей медитации, с закрытыми глазами. Это — как ясли практики. А в быту можно практиковать внимательность (осознанность) к тому, что вы делаете, будь то разговор, или работа.

  5. Игорь, возможно пытаться «затушить» ум и «нырять» в созерцание не есть путь к гармоничному развитию, а лишь способ прыгать с одного состояния в другое.
    Ведь как работает наш ум, он всего навсего создает и пользуется реакциями под лозунгом основного человеческого инстинкта «выживание». Но если нет проблемы выживание, то и ум спокоен. Например когда вы идете есть, у вас нет опасности в том выпьете чай с малиной или с медом и вы делаете свой выбор согласно своему вкусу. Тоесть если нет опасности, а соответственно страха, то человек свободен в своем выборе и тогда получается что ум не перетягивает одеяло на себя, а просто оставляет свободу действий.
    Так может воспитание ума есть тот путь, который позволит быть свободным(по сути от себя же, а точнее от страха перед опасностью). Ум позволит воспринимать мир таковым, какой он есть.

    Собственно не этого ли мы хотим?

  6. Андрей,

    >возможно пытаться “затушить” ум и “нырять” в созерцание не есть путь к гармоничному развитию

    Смотря, что вы имеете ввиду под гармоничным развитием. Если, например, зарабатывание денег, то, действительно существует более быстрые пути.)

    >лишь способ прыгать с одного состояния в другое.

    Под этот критерий можно подвести все, что угодно. Гармоничное развитие — это тоже перепрыгивание из одного состояния в другое.

    >если нет опасности, а соответственно страха, то человек свободен в своем выборе

    Потому что на его выбор не влияет страх? Но на человеческий выбор всегда что-то влияет. Поэтому не уверен, что это может быть подходящим критерием «свободы выбора».

    >Так может воспитание ума есть тот путь, который позволит быть свободным

    Если верно Вас понял, Вы считаете, что «развитие ума» позволяет использовать иные стимулы для выбора помимо страха, и это, вроде как, является свободой от страха?

    Очень сомневаюсь. Развитие ума иногда позволяет устранить влияние конкретных бытовых, надуманных страхов. Как например, страх барабашки в темной комнате.) Но одним умом от страха вообще не избавиться. Глубинные чувства иррациональны, а порой вообще безусловны. Здесь важен сам опыт проживания этих чувств. Но вообще ум может стать хорошим инструментом в самоанализе, и может подвести к пониманию механизмов психики, если его развитие сопережается с развитием сознания. А если развивать один лишь концептуальный ум, дальше «умных» мыслей такое развитие не пойдет.

    >Ум позволит воспринимать мир таковым, какой он есть.

    Ум оперирует мыслями, но не миром, таковым, какой он есть. То есть, ум воспринимает свои мысли, и порой с трудом отличает мысли о реальности от мыслей-фантазий. Здесь как раз наиболее эффективна — осознанность, по сути — внимательность к реальности.

    Андрей, если Вы чувствуете, что медитация и осознанность — не ваш путь, дак и забейте на это дело. Для мирских целей точно есть пути более конкретные и простые.

  7. —Смотря, что вы имеете ввиду под гармоничным развитием. Если, например, зарабатывание денег, то, действительно существует более быстрые пути.)
    конечно же нет.

    —Потому что на его выбор не влияет страх?
    скажите по каким причинам возникают ваши эмоции? суждения?

    —Если верно Вас понял, Вы считаете, что “развитие ума” позволяет использовать иные стимулы для выбора помимо страха, и это, вроде как, является свободой от страха?
    немного не так. Сконцентрируйте внимание на дыхание, не пытайтесь его контролировать, что произойдет? Произойдет то, что вы продолжите дышать, но ваше дыхание будет контролироваться не умом,а что называется природой/Богом/ВЯ/духом (кто как называется, главная понять суть).
    Так же и со всем остальным. Но дело в том, что ум невротик, он видит опасность почти везде и из-за этого выдает нам программу которая защитит нас(если не осознавать, то жизнь будет последовательностью выполнения этих защитных реакций). Но если нет страха, нет и реакций, которые засоряют эфир и наши действия поддаются уму,а не Богу/ВЯ/духу.
    Собственно по-этому уже давно есть практики с идеями «убить страх», «принятие окружающего мира», «беспристрастного отношения к жизни»…..

    —Но одним умом от страха вообще не избавиться.
    Да действительно одним ментальным пониманием больших успехов не добиться. Но при практическом применение ментальной конструкции, ваше понимание перейдет на более высокий уровень через осознанность. Тогда уже происходит, можно сказать, синхронизацией с пониманием.

    ладненько, в вашу практику свои понимания сувать не буду =).

  8. Андрей

    >ладненько, в вашу практику свои понимания сувать не буду =).

    Суйте на здоровье! Почитаю. Главное, от темы далеко не уходить.

  9. —Суйте на здоровье! Почитаю. Главное, от темы далеко не уходить.
    хорошо, спасибо.
    Тем более я немного, в подобной вашей практике, знаю, занимался.
    1. Доверяйте себе.
    Я считаю, что это самое главное. Из опыта могу сказать что самые «важные» в моем развитие практики получались спонтанно. Часто ваше сознание само будет выдавать вам знаки про то, что лучше сейчас сделать. А одним из факторов влияющих на способность их слышать, является неопределенность. Тоесть не ставьте себе жестких рамок в том что будет происходить!!!
    2. Наблюдайте за своим дыханием.
    Дыхание влияет на весь организм и если вы наблюдаете за дыханием, то оно становится естественным. Все ваш организм будет исцеляться. Для здоровья очень полезно.
    3. Старайтесь быть максимально честным перед собой.
    Если это не выполнять, то можно себе такое понапридумывать……. и тогда ни только не достигнете желаемого, а еще и хуже себе сделаете.

    ну вот три довольно разносторонних совета.Может кому пригодится=).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.