Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Развитие ребенка

развитие ребенкаРазвитие ребенка во взрослого и взрослого в зрелую личность, которая в последствии может стать реализованной – важнейшая тема. В этой статье я сосредоточусь на развитии ребенка. Именно в детские годы закладываются семена, которые в последствие прорастают в личной ущербности, или же в личной силе – в зависимости от воспитания.

Развитие ребенка связано с преодолением разного рода трудностей. В возрасте до одного года восприятие малыша напоминает рассеянный луч внимания, вбирающий в себя хаотично всю информацию, которая поступает от пяти чувств восприятия в текущий момент.

Основные трудности в развитии ребенка на этом этапе заключаются в том, что информацию, которую воспринимает малыш очень сложно зафиксировать, запомнить, сделать ее знакомой. Это связано с тем, что мысли ребенка не обусловлены словесными ярлыками и представляют собой своеобразные оттенки непередаваемых речью переживаний. Малыш живет в удивительном хаосе, из которого на уровне чувств выуживает знакомые переживания, связанные, например, с такими вещами как: тепло объятий, вкус молока, естественная нужда, сонливость и др. Ребенок до определенного возраста даже не понимает, что телесные переживания имеют к нему какое-то личное отношение – в его сознании еще нет четкого разделения на внешнее и внутреннее.

Поэтому в возрасте до года, развитие ребенка осуществляется, путем многократных повторений различных игровых действий, благодаря которым взрослый приучает ребенка к звуковым ярлыкам для опознания знакомых форм. Со стороны взрослого здесь требуется огромное терпение и чуткость.

Опознание форм за пределами слов является глубоко интуитивным, бессознательным процессом, как у ребенка, так и у взрослого. Отличие взрослого  в том, что процесс понимания речи происходит на автомате, и не осознается бодрствующим сознанием. На этом этапе, чем больше внимания родители уделяют общению со своим чадом, тем активней происходит развитие ребенка.

В возрасте от года до трех лет входе развития ребенок приобретает навыки шаблонного восприятия мира, когда хаос переживаний упорядочивается, и мысли обретают все более четкие формы. Очень важно понять, что мысли отражающие реальные события, имеют ту же природу, что и фантазии. Поэтому даже среди взрослых подавляющее большинство то и дело примешивают к сухим фактам свои фантазии. Это связано с определенного рода рассеянностью, забывчивостью ума и слабой развитостью такой важной способности разума, как «различение». Как развитие ребенка, так и развитие взрослого происходит путем тренировки внимательности и способности отличать одно от другого.

По возможности с самого начала важно направить развитие ребенка в таком русле, когда он учится отличать мысли-факты, от мыслей-фантазий. Однако не стоит насильно делать из ребенка взрослого раньше положенного. Лучший вариант стимулирования ребенка – это метод пряника. Если ребенок сегодня выучит алфавит, он получает награду – новую игрушку, или поход в зоопарк. Однако и в этом следует сохранять умеренность, иначе ребенок будет думать, что родитель – это такой торговый автомат.

С самого начала, я хотел бы предостеречь родителей от строгих наказаний своего чада. Лучше всего для развития ребенка, когда наказание приходит, как осознание ребенком собственной ошибки. Здесь все зависит от изобретательности и чуткости родителей. Если ребенок разбил кружку, в следующий раз, когда он захочет пить сок, можно попробовать при нем, налить его в эту разбитую кружку. Конечно, ни в коем случае не следует заставлять его пить из такой кружки. Для развития ребенка важно лишь, чтобы он сам увидел свою ошибку.

Если ребенок играет с огнем, возможно, стоит, чтобы малыш один раз обжегся без серьезных последствий и под присмотром родителей. Это поможет избежать более серьезных происшествий в будущем, т.к. ребенок будет знать, что огонь опасен. Развитие ребенка в раннем возрасте на все сто происходит на практике, и лишь спустя годы вмещает в себя и теоретическую сторону. Любое развитие происходит путем преодоления препятствий, нахождением равновесия в постоянно меняющейся среде человеческой жизни.

Ребенок до подросткового возраста воспринимает поведение взрослых как должное – как нечто нормальное и правильное, соответствующее реальности. Поэтому, если родители методично захваливают ребенка, он начинает считать себя особенным; а если постоянно наказывают, ребенок начинает верить, что с ним что-то не в порядке – что он в своей сути никчемный и дурной. Искаженная самооценка во взрослой жизни всегда выходит боком. Завышенная приводит к спесивой гордыне и надменности, а заниженная – к отсутствию веры в свои силы и невротической осторожности во всем.

Поэтому очень важно ребенку объяснять максимально ясно причины своих требований, иначе эти требования станут насилием над детской психикой. Надо ребенка не заставлять, а мотивировать, объясняя понятным языком, почему необходимо поступать так или иначе. При этом, если вы хотите вырастить здоровую личность необходимо как можно меньше морализировать, оценивая поведение ребенка как «плохое», или же «хорошее». Именно такие оценки взращивают у вашего чада комплекс неполноценности – вечный страх облажаться, зависимость от чужого мнения, жажду одобрения и глухоту к собственным желаниям, в итоге лишающую мотивации к личному росту. Человек, зависимый от общественного мнения живет неэффективно, в рамках стереотипов, страшно боясь лишиться внешнего одобрения. Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья.

Если необходимо что-то ребенку запретить, важно избегать манипуляций, когда ребенка принуждают меняться под страхом отказа в любви, или оценивая его поведение как хорошее или же плохое. Такие манипуляции – одна из главных причин неврозов. Как добиться своего без манипуляций? Иногда достаточно ребенку объяснить последствия собственных действий, чтобы он остановился. Если ослушается и обожжется, тогда на опыте без всякой ругани будет знать, что к родителям стоит прислушиваться – они опытней. В ином случае, когда необходимо что-то запретить, родитель может попросту сообщить, что таково его желание, не прикрываясь моралью общества.

Если взрослые постоянно кричат на ребенка, он начинает это воспринимать как нечто само собой разумеющееся и не реагирует. Если родители строго наказывают малыша, он перестает им доверять, и начинает фильтровать их влияние. Для развития ребенка способность выносить непривычные условия – важный фактор. При этом у него должно оставаться «ощущение своего «дома» – такого места, где он способен расслабиться, довериться, и переварить впечатления. Иначе, если ему выпадают переживания тяжелые не по возрасту, когда нет возможности понять происходящее, интегрировать новый опыт, сознание ребенка сужается, и стресс уходит в подсознание, откуда может оказывать болезненное влияние долгие годы. В итоге человек вырастает тревожным и невротичным. Нехватка родительской любви трансформируется в комплекс неполноценности, ощущение собственной иллюзорной дефектности, с которым уже выросший ребенок становится крайне ранимым и зависимым от чужого мнения.

Для развития ребенка чрезвычайно важно, чтобы он учился решать задачи своего уровня. Слишком простые задачи ограничат его развитие, а слишком сложные могут вызвать ощущение бессилия и отторжение к дальнейшей работе.

Хорошо, когда развитие ребенка происходит всесторонне. В жизни, к примеру, встречаются люди с развитой логической составляющей, особенно среди программистов и математиков. При этом в отношениях с окружающими и в своих чувствах они могут оставаться на подростковом уровне. Проще говоря, если человек не обладает житейской мудростью, он может раздуть конфликт из пустякового дела, и переносить небольшой разрыв в отношениях, как настоящее потрясение. У такого человека нет воли справиться с вредной привычкой, или достойно перенести кризис просто потому, что он плохо понимает законы по которым работает его психика. По этой причине для развития ребенка важно, чтобы он с раннего возраста общался со сверстниками, и на собственном опыте набирался мудрости.

Основная задача родителей для всестороннего развития ребенка – это установка верного направления. Если ребенок приходит со своей проблемой, важно уметь выслушать, показать ребенку, что его поняли и приняли со всеми его трудностями. Если проблема детского уровня, ребенок должен учиться решать ее сам. Именно самостоятельное решение проблем делает человека сильным. Здесь взрослый играет роль наставника. Однако серьезные проблемы, понимания которых у детей еще нет, имеет смысл разрешать родителям.

Если ребенок страдает от гипер-опеки родителей, он не сможет стать по-настоящему самостоятельным, и может оставаться зависимым всю свою жизнь. Однако при отсутствии должного внимания родителей, развитие ребенка происходит непредсказуемо, и будет зависеть от его круга общения. Для гармоничного развития ребенка, необходим своеобразный срединный путь. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, и одновременно учиться вырабатывать собственный источник силы.

Роль родителей в развитии ребенка – это во многом роль наставников, которые должны своим примером в теории и практике учить его мудрости жизни.

Начиная с десяти лет, для развития ребенка полезно чтение книг. Для начала взрослый также, методом пряника, дает ребенку книгу, которая может оказаться для ребенка интересной. Это, например, может быть адаптация в печатном виде истории его любимого мульт-персонажа. Книги – один из самых мощных инструментов развития ребенка.

Игры развивают детей всесторонне. Но игры важно фильтровать. Некоторые игры (особенно компьютерные «стреляки»), являются обычными «тайм-киллерами». Время провождения за компьютером стоит оговаривать. Лучшие для развития игры – такие, где ребенку приходится думать, планировать, анализировать. Такие игры учат терпению, и развивают логическое мышление.

Помимо игр и книг, особое влияние на развитие ребенка оказывает просмотр фильмов. Лучшие истории – такие, где реалистично показано, к чему приводит тот, или иной образ жизни. Мудрость заключается в дальновидности.

Спортивный образ жизни полезен для человека в любом возрасте. Он поддерживает здоровье и добавляет уверенности в своих силах. Особенно важен спорт для мальчиков – там они получают возможность проявлять и развивать свою мужественность.

В любом случае развитие ребенка требует огромного терпения и чуткости. Жизнь – и простая, и сложная. Никто не знает, как правильно, мы все пробираемся на ощупь, и чувствуем каждый на своем уровне.

Это была краткая статья, с общим разбором темы развития ребенка. Если у вас есть свой опыт и мудрость в этом вопросе, оставляйте комментарии. Возможно, ваш совет кому-нибудь поможет вырастить здоровую личность.

© Игорь Саторин

В этом разделе сайта я говорю подробно о формировании уверенности и неуверенности в себе — одной из главных проблем взросления.

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

15 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Моей дочери 20 лет, потому несколько слов из опыта. Для ребенка чрезвычайно важно, что есть на свете человек, к которому он может прийти с любой, абсолютно любой проблемой, и будет услышан. Дети часто теряются перед натиском обстоятельсв, как бы теряют свой стерженек, и потому, родной человек в данной ситуации является своего рода гарантом того, что все идет так, как надо и нет повода для паники. Конечно, для того, чтобы помогать ребенку, взрослый сам, должен иметь этот самый стерженек)), иначе помощь будет ненастоящей и ребенок это сразу почувствует. И конечно, самое главное — это любовь, безусловная и безграничная, в ее теплых лучах дети развиваются гармоничными, сильными и целеустремленными, способными помогать другим.

  2. Ирина хорошо заметила,что «для того,чтобы помогать,взрослый сам должен иметь свой стерженек».Я думаю,что воспитание ребенка начинается с собственного воспитания и развития.
    Лет до 5-7 малыш очень чуток к атмосфере,в которой он живет и во многом она программирует его восприятие мира в будущем.Радостно, если это атмосфера доброты,взаимного уважения,любви,простого и открытого отношения к миру,да еще и настоящих, а не искусственно поддерживаемых ))). Это не легкая,но вполне достижимая задача.
    У меня пока нет детей,но из опыта работы с детьми и взрослыми и из опыта «воспитания меня» хотелось бы еще добавить важность игры,увлекательной игры,как элемента познания мира во всех его проявлениях (да и самого себя),самостоятельности,ответственности за собственные решения,отсутствие понятий «правильности и неправильности» и любви, абсолютной поддержки и приятия.

  3. Интересно, а метод воспитания пряником может развить в ребенке корыстность, в смысле, когда он просто так ничего делать не будет.

  4. Юля, да, но здесь важно понять, что пряники бывают разные. Хороший пряник — это понимание и поддержание теплых отношений. А уж получится ли вручить ребенку такой пряник, зависит от чуткости родителей.

  5. …Лучший вариант стимулирования ребенка – это метод пряника. Если ребенок сегодня выучит алфавит, он получает награду – новую игрушку, или поход в зоопарк…
    я об этом прянике — как награда. просто я заметила, что они уже ждут награду каждый раз, и просишь элементарное — ничего не делают, сразу вопрос — а что мне за это будет? награда, как похвала, тоже не очень устраивает, хотя и это должно раздувать самолюбие.
    очень сложно найти нужный правильный подход к воспитанию детей, каждый метод как палка с двумя концами, но и перегибать ее как-то не хочется.

  6. Юля, здесь стоит подумать о том, что у каждого нашего действия есть мотив, какая-то причина. И этот мотив всегда двойственный. Мы всю жизнь убегаем от боли и бежим за счастьем. Будь то новая игрушка, похвала, или теплые отношения — это пряник, который радует ребенка. Люди — эгоисты «до мозга и костей». Мы делаем то, что делаем, потому что хотим делать. Быть инфантильным и эгоистичным в раннем детстве — нормально. Игрушка — это детский стимул. Со временем, если человек взрослеет, он начинает чувствовать, что кроме игрушки есть и другие ценности.

    progressman.ru/2011/04/self-control/
    progressman.ru/2011/02/power/

  7. Спасибо, статьи прочитала, вроде бы поняла, что стимулировать и воспитывать ребенка мотивом, объяснениями…но кое-что мне всё-таки не понятно — если мотив не работает, в смыле была такая ситуация, когда двое детей сидели у качели, постарше 6 лет раскачивает качель пустую, объясняешь спокойно, почему так делать нельзя — ударишь сестричку, у нее будет рана, ей будет больно, она будет плакать, можешь и в глаз попасть, тогда может быть то-то…он продолжает дальше — ноль реакции — одно мгновение и качелей в лоб младшей сестричке, которая сидела очень рядом и резко ее чего-то двинуло в эту сторону — кровь, слезы…и это не единичный случай, особенно когда дети бегают, балуются, объясняешь чем это может кончиться, они как будто не верят и десятками раз падают, что-то ломают, то губу разобьет, то синяк в лучшем случае и т.п. Мне непонятно какой мотив, какие доводы в этом случае приводить ребенку, чтоб убедить, ведь уже и говоришь и несчастные случаи на его глазах были со слезами (и он плакал с травмами и другие тоже) и он все равно продолжает не слушаться. Спокойными играми тоже трудно отвлечь и не всегда получается. Каким мотивом приучить к чтению можно ребенка?

  8. Юля, действительно иногда помогает только опыт. Иногда необходимо немного обжечься, чтобы знать, что огонь горячий.
    К чтению ребенка проще всего приучить, когда книга — о его любимом персонаже. Когда он получит «вкус» чтения, сможет читать и др. книги.

  9. Здравствуйте!
    Прочитал статью, тема интересная! Сам занимаюсь такой темой.
    Хотелось бы сказать, что автор раскрывает тему с позиции воспитания ребенка.
    Заголовок — Развитие ребенка! Об этом косвенно упоминается, но не раскрывается даже в общих чертах.
    Ребенок развивается в утробе матери. И после рождение дальше продолжает развиваться.Ребенок не разговаривает, но у него очень много других способностей и возможностей для развития!
    Развитием ребенка можно заниматься еще до его рождения. О развитие ребенка необходимо знать общую информацию и важную еще до зачатия ребенка. Автор пишет, что родителям необходимо установить ребенку верное направление. Добавлю одно из важных моментов это положительное направление. Не нейтральное и не «минусовое».
    www(точка)detigenii.ru
    Хотелось, просто отметить что воспитание ребенка и его развитие разные вещи.
    Спасибо за внимание.

  10. Здравствуйте!
    Юлия описывает пример, Порекомендую внимательно относиться к таким случаям. Юля пишет, что она воспитывает ребенка хорошему поведению и предостерегает о возможности несчастного случая и тут же происходит плохой случай.
    Во первых воспитывать хорошему поведению надо, но результат может наступить позже.
    Во вторых если Ситуация переходит в «зону риска», как с примером про качели, так и игры на дороге, и игры со спичками и игры с острыми и мелкими предметами и т. д. То необходимо принимать меры в виде скорой помощи. Случай дошел до критического состояния. Есть положительные действия и хороший результат. Есть нейтральные действия которые могут привести к хорошему, нейтральному и плохому результату. И есть плохие действия которые точно приводят к плохому результату.
    Если при качающейся качели, даже если ее никто не раскачивает а просто качнул и убежал, а Ваш ребенок подходит. чем ближе подходит тем ближе «зона риска» травматизма.
    Тут не воспитывать, а действовать надо.
    Несколько статей на такие темы есть на сайте www(точка)detigenii.ru
    Положительное развитие наглядно описано в статье «Положительные законы диалектики»
    Автор Олег Иванович 1. на проза.ру
    Спасибо за внимание к моим статьям.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.