Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Удовлетворенность жизнью и сила разума

развитие разумаМногие люди находят удовлетворение в борьбе и сопротивлении, а не в миролюбии, в активности ума, а не в его молчании, в страстях, а не в умиротворенности. А чтобы быть в мире с собой и присутствовать «здесь и сейчас», им достаточно хорошей психотерапии. И таким людям совершенно непонятно, почему половина религий считают умиротворенное состояние чуть ли не вершиной личного развития, и ведь чтоб войти в него, «достаточно всего лишь помедитировать или выкурить косячок». В общем, как сказал один мой знакомый: «не удовлетворяет меня такая удовлетворенность». Дело в том, что мы ведь далеко не всегда находимся в безмятежности, потому что толком не способны ей управлять – даже сподручные одурманивающие средства срабатывают непредсказуемо. А вот развитие разума и психическое оздоровление неминуемо приводит к стабильному успокоению сознания и удовлетворенности жизнью в противовес обыденной суетливой активности. Пробужденный человек не променяет свое успокоение и развитый разум ни на какие мирские блага, – попробую объяснить почему.

Сила различения

Одна из основных функций разума – различение, способность «делать» выбор. Черное от белого, хорошее от плохого, одно от другого отличает разум. Различительная способность разума – это основной фактор на пути развития личности. Скажу больше, исходя из классических учений, именно продвинутая стадия различительной способности разума делает человека не просто удовлетворенным, а просветленным. Это возможно, когда разум становится настолько утонченным, что приобретает способность отличить чистое сознание от всего остального. «Различие саттвы (субстанции разума) и Пуруши (наблюдателя)» – один из афоризмов «йога-сутр», который подразумевает различение тончайшей «материи» и вечного зрителя, наблюдающего жизнь.

Когда вы ясно отличаете объект от мысли о нем – это уже достаточно высокий уровень силы разума (различения), которым владеют продвинутые практики. Обыватель способен отличать лишь собственные мысли – одну от другой, а различение объектов у него происходит на уровне подсознания. Мастер способен различить тончайшие грани реальности, такие как: восприятие, существование, оттенки настроений, источник и сердцевину переживаний и др. Сила его разума позволяет различить и воспринять суть вещей.

В сущности, развитие личности и сознания можно свести к способности воспринимать все более и более тонкие причинные уровни происходящего. Тот, кто видит причину, способен разобраться со следствиями. И здесь мы подходим к важному моменту. Различение тончайшего приходит путем пресыщения более грубыми ощущениями. Человек может находить удовлетворенность в злобе и зависти, когда не различает их, как страдание. То есть, удовлетворение от злобы и зависти – это признак того, что различение работает на относительно грубом уровне.

То, что некоторые люди считают преотличными состояниями, связанными с борьбой и сопротивлением, для продвинутого практика может оказаться сущим адом, если он с этим отождествляется. Растождествление с грубыми аспектами реальности и переход к более тонким – сущность развития личности и сознания. Все дело в утончении восприятия и развитии способности различения. Пресыщаясь грубым, мы все больше различаем и выбираем тонкое.

На продвинутом этапе практик овладевает искусством самоосвобождения любых переживаний, и тогда он, упрощенно говоря, способен позволить себе любую деятельность в любой среде. Хоть дворником работай – если в душе мир, свобода и блаженство, нюансы внешней реальности не так уж важны. Самоосвобождение происходит путем проницательного, расслабленного, ясного созерцания сферы собственного сознания. При таком созерцании мысли и любые ментальные фиксации растворяются. Но до тех пор, пока этот этап не достигнут, можно следовать определенным правилам, например: избегать дурной компании, пустой болтовни, просиживания у телевизора, злоупотребления алкоголем и куревом, беспорядочным сексом, грубой пищей. Развитие личности – это непрерывное движение ко все более тонким уровням равновесия.

Наглядно сила различения работает в медитации, где восприятие становится настолько тонким, что постепенно грубым начинает казаться даже восторг, и тогда сознание переключается на блаженство. Затем, когда пресыщается блаженством, то освобождается и от него, пребывая в своей истинной пустотной форме абсолютного бытия за пределами любых ощущений. Читта-вритти-нирдха (ума колебаний остановка) – цель йоги. Этот этап граничит с переходом на тончайший безличностный уровень.

Очищение

Страдания очищают, выталкивают на новый этап удовлетворенности жизнью. Однако чрезвычайно важно отучить себя от привычки индульгировать – потакать себе в дурных переживаниях, иначе страданиям не будет конца. Когда приходят негативные мысли, не стоит уделять им особого внимания, тогда эта информация выходит просто как временное переживание, не затрагивая жизнь.

Восприятие утончается семимильными шагами, благодаря осознанности и медитации. И такое интенсивное утончение приносит немало боли, потому что ум по привычке цепляется за старые привязанности, в то время, как они уже не кажутся такими приятными. Так, встречая старых товарищей, вступая с ними в беседу на некогда типичные темы, может ощущаться дискомфорт от того, что эти темы на новом этапе кажутся бессмысленными и грубыми. Или, например, могут всплыть устаревшие реакции – такие, как гнев и раздражение, которые на данный момент различимы как грубые и диссонирующие. Может возникать печаль, когда по привычке производятся действия, на данный момент не имеющие смысла. К примеру, человек включает телевизор, щелкает каналы, что-то ищет, но ничего не находит.

По мере развития силы различения начинают пробиваться буфера восприятия (блоки в сознании), а жизнь воспринимается все ясней и временами острей. Есть такое время, которое называют «периодом боли», когда кажется, что жить просто невозможно, и все становится одним беспрерывным страданием. И очень желательно в такой период присутствие человека, прошедшего этот этап, который мог бы поддержать. Некоторое время, иногда на период в несколько лет, тема высвобождения стрессов и вскрытия неврозов, может стать для практика главной.

Различение – это операция разума. Иногда встречаются люди умные, но при этом их разум может отставать. То есть можно быть гением математики, чемпионом по шахматам, подкованным в разных вопросах, но при этом не иметь обыденной житейской дальновидности, которая приходит путем развития различающей способности разума.

Возвращаясь к вопросу о том, почему пробужденный не променяет свой уровень развития личности и сознания ни на какие земные блага, приведу слова Шри Ауробиндо:

«Если бы люди смогли получить хотя бы мимолетный проблеск того бесконечного наслаждения, тех совершенных сил, тех светоносных сфер стихийного знания, того глубочайшего покоя нашего бытия, которые ожидают нас на просторах, пока еще не достигнутых нашей животной эволюцией, они бросили бы все и не успокоились бы до тех пор, пока не овладели бы этими сокровищами. Но узок путь, с трудом поддаются двери и всегда начеку страх, недоверие и скептицизм – верные стражи Природы, не дающие нам покинуть ее привычные пастбища».

Развитие личности и самопознание – истинный смысл жизни. А настоящая удовлетворенность жизнью возможна, лишь когда мы перестаем гоняться за внешними удовольствиями, и обнаруживаем источник мира и покоя внутри себя.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

27 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. Vladimir, в диалоге с вами мне видится, что вы рассуждаете о мистике, эзотерике, йоге практически ничего не зная об этом, создается ощущение, что вы тупо хвалите «свое болото». Прочтите хотя бы десяток ценных йогических текстов (таких как Трипура Рахасья
    и др.), по практикуйте (желательно регулярно в течении нескольких лет) и получите знание на своем опыте (это будет что-то на подобие вашего примера с рукой и огнем) и тогда спор будет более объективным :)

  2. «… То, что некоторые люди считают преотличными состояниями, связанными с борьбой и сопротивлением, для продвинутого практика может оказаться настоящим адом, если он с этим отождествляется…»
    Вот это предложение не поняла. Растолкуйте пожалуйста.
    что за преотличные состояния… или по-другому, с одной стороны, почему борьба и сопротивление преотличные состояния для обывателя? мне почему-то всегда казалось наоборот, что человек избегает часто борьбы и сопротивления в жизни, как это по лучше выразить, уходит от «решения проблем».
    и с другой стороны, как практик может отождествиться с борьбой и сопротивлением… получается, что ему что-то хочется сделать «непозволительное» для практика, он этого не делает?

  3. продолжаю: не делает, потому что это недопустимо, потому что он считает, что должен поступать по-другому, так, как сказано в учении?.. ну да, к примеру.

  4. Ольга, некоторым нравится бороться с другими людьми, спорить, злиться, побеждать, всему сопротивляться..)
    Конечно, слово борьба по разному понимают. Скажем, когда умирающий борется за свою жизнь — это другое.

  5. Игорь, как Вы думаете, что из себя может представлять бытие без нашего привычного временного «физического» носителя? То есть к чему прикладывать свою душу, свой разум в таком состоянии? Чем заниматься вечно? На что будет одето сознание?

    И еще вопрос: почему новорожденный младенец не имеет ни памяти, ни осознания того, как он устроен и что делает, эдакая абсолютная беспомощность и бессмысленность? И что происходит с наработанными способностями за временный цикл жизни с его окончанием (скажем, владение русским языком, способность мыслить логически)?

    Ну и еще: есть ли какая-то связь между сновидениями, нашим привычным сном, и жизнью в реальности вне «физического» тела?

    Я очень давно пытаюсь разгадать эти загадки. Может, у Вас есть какие-то намеки на разгадку?

  6. здравствуйте, скажите пожалуйста, когда человек ум цепляется за старые привязанности и мне действительно кажутся бессмысленными многие вещи, которые раньше приносили радость,человек не может помешаться?как найти в себе смысл жизни и все-таки перейти на этот уровень блаженства? если в душе хорошо, а вокруг все кажется бессмысленным. и почему это новое восприятие пугает , думаешь ,что старое было лучше, но будто разум был в пелене?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.