Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Медитация и релаксация

медитация и релаксацияМедитация – это такая релаксация в естественном присутствии здесь и сейчас. Чтобы перейти с концентрации внимания на спонтанную медитацию необходимо научиться расслаблять все собственное существование, как мы вы являетесь, и перестать пытаться делать что-либо с чем-либо, потому что внимание – это нечто спонтанное и естественное. Этот процесс индивидуальный и даже интимный. Почти невозможно описать подробно все этапы, их может быть сотни и у каждого свои, но в общих чертах происходит следующее…

Сначала мы погружаем тело в релаксацию, оставляя слегка напряженными лишь те его части, которые необходимы для поддержания устойчивого положения. В первое время почти невозможно отличить мысль о том, что вы наблюдаете от самого наблюдения. Если кажется, что вы медитируете, скорей всего это значит, что вы только думаете об этом. Медитация является исключительно интуитивным процессом, как спонтанный танец за пределами мыслей. Вы можете думать о бегущих облаках, но им не нужны для передвижения никакие ментальные усилия. Чтобы поднять руку вам не требуются мысли. Ошо во время одной из своих лекций приводил пример  с сороконожкой, которая однажды, вдруг, задумалась о том, каким образом она перемещает все свои ножки, и тут же споткнулась.

Одной из самых эффективных медитаций является созерцание мыслей возникающих в спектре осознания. По мере практики наблюдения мыслей, вы начинаете различать разные аспекты и грани мышления. Становится ясно, что мысль – это не только то самое, «живое», «моя личность», эго… а это еще и энергия, причем объективно живой ее не назовешь. Это определенный вид напряжения на общем фоне сознания. Когда напряжение распознано, начинается этап релаксации.

Вы отпускаете все концепции себя, все, что связывали с собой, не засыпая, а находясь в непрерывном естественном внимании. На этом этапе открывается осознание, что мысль – это даже своего рода некоторое усилие. Просто мы привыкли его совершать, и по началу релаксация кажется чем-то неестественным. Но это лишь очередная мысль. Мы расслабляем мозг, голову, отпускаем все импульсы, возникающие на периферии.

По мере расслабления в естественном присутствии, замечаешь, что в поле восприятия всегда кружат сотни мыслей, и мы на самом деле являемся не творцами, а проводниками этих субстанций. Наш разум бессознательно цепляет их из ментального пространства. По мере усиления релаксации, проникаешь все глубже в бессознательное, наделяя его светом своего внимания, упорядочивая и расширяя сознание. Расширение сознания характеризуется переживанием легкости, свободы и блаженства. Вы как бы расплываетесь в пространстве, где личное «я» – это уже не тот сжатый пучок повседневных мыслей.

По мере продвижения в практике медитации, выражение мыслей во внутренний монолог, начинает казаться чем-то грубым. Мысли распознаются в форме своих начальных импульсов, и сразу происходит узнавание их изначального вкуса. Еще не впустив мысль в себя, уже различаешь, является ли эта мысль беспокойной, или же положительной, стоит ей уделять внимание, подпитывать и давать ей ход, или не стоит.

Это – возможно, лучший способ прекратить индульгирование, самопотакание и нытье, избавив мозг от груза хаоса бесполезной информации, затрачивающей внимание и энергию. Нет необходимости изображать спокойствие и отрешенность, когда они сохраняются естественным образом.

Можно медитировать без конкретного объекта, расслаблять тело и ум, оставаясь бдительным, настраиваясь сразу на незапятнанный аспект существования как такового, что является прямым способом распознавания своей сущности. Но это – практика продвинутых, и в большинстве случаев объект полезен и необходим, хотя бы как точка отсчета, для сохранения бодрствования. Когда не совсем ясно, что происходит в сознании, вы просто помните: «я созерцаю этот объект», будь то кончик носа, дыхание, звук, мантра, внешний объект, или какое-нибудь переживание.

По мере продвижения в медитации, внимание становится все более расфиксированным. Отцепившись от таких острых частностей как мысли и утончившись, мы ощущаем собственную суть, как некое вибрирующее бытие подобное пространству. Это еще не конечная цель, потому что все еще имеется некая энергия, которая фиксирует в определенной плоскости, хоть и более широкой, чем частные мысли.

По мере снятия напряжения в медитации происходит выход всех накопившихся стрессов, «сброс кармы», утончается различительная способность разума, появляется возможность работать с тончайшими причинами происходящего.

Начинать практику медитации можно с двадцати минут в день, постепенно увеличивая до часа и более. В свободные дни можно устраивать ритриты, когда медитация проходит по несколько часов непрерывно. Ритрит может длиться от одного дня до нескольких лет, в зависимости от условий практики. Считается, что ритрит является наиболее мощным средством реализации просветления.

Медитацию, по возможности, необходимо дополнять подходящей вам лично практикой физических упражнений. Например, – Сурья Намаскар.

Если медитация не получается и вы ощущаете что-то вроде натужных попыток концентрации, можно использовать различные полезные для практики установки:

1.) Я держусь объекта медитации, во что бы то ни стало, не отвлекаясь.
2.) Сейчас нет ни одной важной мысли, все это я буду думать позже, а сейчас только практика.
3.) Все происходит само собой, я ничего не делаю, выбор происходит автоматически, я свободен от выбора.
4.) Объект медитации уже и так здесь и сейчас, никакие старания не помогут его воспринять. Нужно лишь расслабиться.
5.) Я отпускаю мысли как есть, пусть будут любые мысли, я не обращаю на них внимания.
6.) Как я могу не управлять собственным умом? Если я не управляю чем-либо, быть может, это не мое?
7.) Я всегда был здесь, всегда было то, что есть прямо сейчас и больше ничего не нужно – не к чему стремиться.
8.) Нет ничего кроме естественного сознания.

Все же почти невозможно объективно словами описать эти тонкие процессы, и стоит привыкать к безопорности интуитивного сознания вне мыслей, которое у большинства людей в наше время дремлет.

Если у вас нет склонности к медитации, это совершенно нормально. На определенных порах для большинства людей, куда больше пользы может принести психологический анализ и обычная деятельная жизнь, где мы учимся принимать взрослые решения и нести ответственность.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

63 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. > Хорошая, должно быть, книга!)

    Тому, кто ищет ответы на вопросы типа «как сидеть» или «как правильно дышать» подойдет однозначно! Не упоминается ни о чакрах ни об энергиях. Автор не утверждает явно, что этого нет, он просто молчит об этом. Акцент именно на «присутствии в настоящем моменте» и концентрации внимания на «обычном» дыхании с расслаблением при ровной спине. Все это в форме притч, очень просто и с юмором. Вопрос «а правильно ли» растворяется сам собой.

    Вот такая «по духу» книжка. Мне понравилась!

    Чакры и энергии, мантры и асаны — все это хорошо, и даже позволяет «повысить КПД», но вот новичка это только запутает. Ведь по мнению человека «с улицы» _хорошая_ медитация — это умение долго и без боли сидеть в позе лотоса и протяжно напевать «Ом». А тут — сама суть: естественное _состояние_ «без ума».

    «Техника» простая.

    Сесть в удобном — чтоб не было напряжений, ничего не давило, не мешало — положении с ровной (!) спиной (это единственное правило). Не «прямой», а именно ровной: так подразумевается то, что анатомически правильная форма позвоночника имеет свою естественную кривизну, и не надо «сидеть по стойке смирно».

    Посидеть, успокоиться… Сделать несколько глубоких вдохов-выдохов чтобы обратить внимание на дыхание. Дальше дышать как обычно дышите (для этого можно просто в течении дня обратить внимание на дыхание и запомнить его естесственный «ход»). Глаза либо закрыты без напряжения (не зажмуриваться) либо едва приоткрыты. Начать считать выдохи: «один»-«два»-три»-«четыре». Затем возвращаться к «одному». Если заметили, что отвлеклись на мысль, скажем, на счете «три», тоже вернуться к «одному». Это, мол, своего рода «обратная связь» с умом — сигнал ему что надо замолчать. Да, важно (хоть на каком-то этапе это становится непросто) не считать «автоматически» — когда одна часть считает, а другая уже давно вернулась к мыслям. Не терять обратную связь.

    Еще говорится, что надо перестать чего-либо ждать от медитации — это тоже только мешает. (Хотя лично мне это удается меньше всего). И заниматься ею «как если бы вы занимались своим хобби», _непринужденно_. Без _стремления_ в «высотам», без ЧСВ, без попытки делать это «лучше» или кому-то что-то доказать. Просто «для души». Иначе она потеряет свою _легкость_, станет в тягость и это будет уже не то (ритуалом, но не состоянием).

    Вот, собственно, и все…

    > желаешь разобраться, исследуешь — это, считаю, самое главное.

    Спасибо за комплимент. Только не раздувай мое ЧСВ, пжалста. :-Р
    Разобраться — это все естесственно. Боюсь как бы у меня все на словах только и не осталось. Сейчас как раз такой момент, что ничего не достиг, и могу просто «плюнуть» — я жду именно какого-то подтверждения что все это (вообще, вся философия) работает. Поддержка людей которые знают это наверняка тут очень кстати.

    > На счет физ. упражнений

    Сурья Намаскар. Да, я знаю… Пока что это сложновато. Кроме того, там есть «противопоказание» — паралич. А у меня как раз ДЦП с рождения (хоть и в легкой форме; а основная проблема от него как раз гипертрофированное чувство вины, а не столько забота о теле)…

    Я решил заняться «Оком возрождения» — во-первых, там все понятно (и просто, по крайней мере, на первый взгляд). А эффективность (судя по постам на форуме) на уровне «сложных» техник. Сейчас же делаю обычные простые упражнения чтоб привести себя в форму и делать весь комплекс полностью.

    Все-таки вопросы о том, «какую технику выбрать и как» и «как отделять зерна от плевел» остается.

  2. Еще замечание по поводу боли во время практики.

    Нашел в книге В. Бойко «Йога. Скрытые аспекты практики». Цитата:

    «При чрезмерном усердии можно перегрузить суставы, что выражается в ощущениях при повседневном передвижении. Поэтому есть такой закон: какие бы и сколько асан ты вчера ни сделал, сегодня в теле не должно быть ничего нового и непривычного. О боли или неприятных ощущениях я даже не говорю! Наличие ощущений, которых раньше не было, — четкий признак перегрузки. Почему? Приведу аналог: когда вы, будучи здоровым, идете, сидите, лежите — есть ли где-то непривычные ощущения в теле? Нет. Тело не представлено в сознании явно. Если же оно начинает «высовываться» в восприятие, значит, уже что-то неладно с ним. Если в каких-то определенных местах ощущения сделались стойкими и сопровождают вас в повседневности — берегитесь! Неверной практикой асан вы перегружаете одни и те же звенья тела, и тогда получение травмы — вопрос времени.»

  3. >заниматься ею “как если бы вы занимались своим хобби”, _непринужденно
    >без попытки делать это “лучше” или кому-то что-то доказать. Просто “для души”.

    Это точно!

    >Только не раздувай мое ЧСВ, пжалста

    Главное, чтобы ты сам не раздувал, а кто там и что говорит — не важно.

    >я жду именно какого-то подтверждения что все это (вообще, вся философия) работает

    РАБОТАЕТ! Но ждать действительно ничего не нужно. Иногда необходимо сверяться с тем, кто уже чего-то достиг в своих переживаниях и в том как проходит медитация, чтобы не потерять годы в пустую.
    В медитации должно сохраняться непрерывное бодрствование, невовлеченность в привычные грезы. Сразу такое редко получается. Но со временем будет «пробивать».

    >Все-таки вопросы о том, “какую технику выбрать и как” и “как отделять зерна от плевел” остается.

    И это правильно. Часто люди думают, что нашли то, что искали, а спустя годы нет никакого результата. В каком-то смысле техника в медитации — каждый раз обретается заново. Концепции — статичны. Медитация — это спонтанное созерцание, в которое просто не нужно вмешиваться. Самое лучшее — не использовать никаких техник. Но по началу без них как правило невозможно.

  4. Игорь, а что вы можете сказать, о появлении некого, слабого, мерцающего света во время медитации? Имеет ли здесь место чисто физиологический аспет?
    Просто интересно, что даже открывая глаза я всё равно, некоторое время вижу это мерцание. Занимаюсь медитацией не так давно, подобный эфект наблюдался несколько раз, причём практически в самом начале занятия.

  5. > Главное, чтобы ты сам не раздувал, а кто там и что говорит — не важно.

    Это понятно… но это бывает непросто. Ладно, не суть важно.

    > я жду именно какого-то подтверждения что все это (вообще, вся философия) работает.

    Тут я говорил не о медитации конкретно, а в общем… Хотя и подтверждения что «есть эффект» (в нашем случае — в медитации) тоже нужны на самом первом этапе.

    Согласись, что это все идет вразрез с общепринятой картиной мира… и поначалу очень трудно. Часто и здравую мысль (в рамках этой — новой — картины мира) воспринимаешь как «ахинею» только лишь потому, что она идет вразрез со старыми понятиями.

    > Все-таки вопросы о том, “какую технику выбрать и как” и “как отделять зерна от плевел” остается.

    Опять-таки, немного не об этом речь! С медитацией вроде бы разобрались — отсутствие четких правил, легкость и спонтанность процесса. Главное — _состояние_ «вне ума». Очевидно, что это не асана какая-нибудь нужна для медитации, а медитативное состояние нужно для эффективного выполнения асан (иначе это, грубо говоря, аэробика).

    Вот с телесно-ориентированными или дыхательными практиками все сложнее. Вопрос как раз о них.

    Что лучше — цигун, хатха-йога, агни-йога, кундалини-йога и т. д. Как выбрать новичку? Обычно для сколь-нибудь полного овладения хотя бы одно такой практикой требуются годы, вот потому и хотелось бы «не ошибиться» с выбором, но сделать его более-менее осознанно — не то, что «посоветовали», а то, что выбрал сам. Взвесив, насколько возможно, все «за» и «против» и сопоставив со своими целями и возможностями.

    Что-то подобное и с гуру и инструкторами. Как понять что человек «исповедует то, что проповедует», а не просто «шарлатан»? Можно, конечно, сразу довериться интуиции (но бдительность можно усыпить харизмой и умными фразами о том, что «моя» техника лучшая и сам я мастер, все остальное — отстой), но хотелось бы уметь определяться здраво.

    Хотя, это уже глобальный вопрос…

    Еще раз спасибо!

    Виталий, я тоже временами вижу «сполохи». Думал это «глюк»…

  6. —>Можно, конечно, сразу довериться интуиции (но бдительность можно усыпить харизмой и умными фразами о том, что “моя” техника лучшая и сам я мастер, все остальное — отстой)<—

    Возможно у меня с этим проблема!)) Я, на пример всецело поддался некому внутреннему импульсу и теперь практикую так называемую осознанность. И ничего более, просто решил не распыляться и не соблазнятся на все возможные иные йоги и практики.
    Стараюсь практиковать тотально, повседневно прибывать в осознанности, наблюдая за собой, всегда и везде. Трудно.. но сдвиги имеются, это чувствуется.

  7. По поводу физических занятий.
    Я уже много лет занимаюсь Илициюань. Это один из внуренних стилей ушу. Есть школа в Москве, есть и в разных городах страны и бл. зарубежья. Занятия включают медитацию, цигун, столобовую медитацию чжан-чжуан, парную работу (вращающиеся и липкие руки). Главный гуру в русскоговорящих странах — Скалозуб Александр. Он имеет учителя китайца, который получил свои знания от отца, это их семейный стиль. Китаец приезжает в Россию два раза в год и дает семинары.
    Ментальные принципы школы:
    1. Быть в моменте 2.Быть нейтральным, чтобы видеть изменения; 3.Быть бесформенным, чтобы иметь способность изменяться вместе с изменениями.
    Основой работы с телом — даосское учение о инь и ян. В теле должен быть баланс этих сил. Использует не мышечная, а сухожильная сила и структуры костей. Через все это (сознание и тело) приходишь к главному принципу, который формулируется как «таковость».
    Нагрузку можно варьировать в очень больших пределах. От расслабленного цигун, до очень серьезных нагрузок. Среди учеников есть человек с церебральным параличом. Он даже имеет инструкторский уровень и принимает участие в соревнованиях. я помню когда он пришел, на ногах еле стоял, а сейчас его костная структура достаточно сильно выправилась.
    Так что очень рекомендую. Это не фуфло. Это работает.

  8. andy
    > Согласись, что это все идет вразрез с общепринятой картиной мира… и поначалу очень трудно.

    Поначалу так бывает. Но потом видишь, что это напряжение в собственном уме. Мир не нужно отрицать. Его необходимо принять. У каждого человека свое мировоззрение. Просто не стоит навязывать другим свое. Если просто молча практиковать, проблем не возникнет. Что касается пожеланий к здоровому образу жизни, якобы идущим в разрез обществу, так это даже многими далекими от духовности людьми преодолевается и соблюдается. Важно просто понимать, чего хочешь.

    >Что лучше — цигун, хатха-йога, агни-йога, кундалини-йога и т. д. Как выбрать новичку?

    Кундалини-йогу — ни в коем случае. Без мастера, знающего свое дело, эти техники небезопасны.

    Цигун и хатха-йога — хорошие варианты. Но и здесь лучше всего работать с инструктором. Для самостоятельных занятий йогой могу посоветовать книги В.Бойко. Такого добротного описания асан не встречал ни в одной книге.
    Подойдет даже тем, у кого со здоровьем не лады. Индусы отдыхают.)

    >Обычно для сколь-нибудь полного овладения хотя бы одно такой практикой требуются годы

    Нет надобности в проф. «овладении». Необходимо просто поддерживать тело здоровым и «пробужденным», чтобы не было вялости, инерции.

    >Что-то подобное и с гуру и инструкторами. Как понять что человек “исповедует то, что проповедует”, а не просто “шарлатан”?

    Гуру и секты — это все игры. Ничто не заменит регулярной практики. Конечно, «инсталляция» мировоззрения нового уровня проходит более гладко, если рядом есть тот, кто уже прошел этот этап. Но в большинстве случаев это просто ребячество, и своеобразная замена родителя «взрослым» Гуру.

    Нормальный инструктор — это другое дело. В деятельности такого человека все будет практично. Он не станет принуждать к карма-йоге и ежемесячным пожертвованиям (как это бывает в сектах) ради «заслуг». В хорошего инструктора не нужно верить. Хватит наверное и нескольких занятий, чтобы понять, кто перед тобой.

    Ищи опоры в себе и доверяй самой силе, которая проходит через тебя, когда ум расслаблен.
    Изучай разные источники, исследуй. Тогда со временем опыт и сила различения устранят все сомнения. Мировоззрение секты всегда будет ограничением. Но иногда это справедливое ограничение, и в отдельных индивидуальных случаях может отказаться благом.

    klim

    здОРово! Вопрос здоровья для многих актуальный. Если есть какая-то техника, которую можно практиковать самостоятельно новичкам, можете попробовать написать статью с описанием техники.)

  9. Я хотел разместить здесь статью по чжан-чжуан. Но потом засомневался в целесообразоности. Думаю, что без хотя бы нескольких занятий с инструктором вряд ли этим можно будет воспользоваться.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.