Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Медитация и релаксация

медитация и релаксацияМедитация – это такая релаксация в естественном присутствии здесь и сейчас. Чтобы перейти с концентрации внимания на спонтанную медитацию необходимо научиться расслаблять все собственное существование, как мы вы являетесь, и перестать пытаться делать что-либо с чем-либо, потому что внимание – это нечто спонтанное и естественное. Этот процесс индивидуальный и даже интимный. Почти невозможно описать подробно все этапы, их может быть сотни и у каждого свои, но в общих чертах происходит следующее…

Сначала мы погружаем тело в релаксацию, оставляя слегка напряженными лишь те его части, которые необходимы для поддержания устойчивого положения. В первое время почти невозможно отличить мысль о том, что вы наблюдаете от самого наблюдения. Если кажется, что вы медитируете, скорей всего это значит, что вы только думаете об этом. Медитация является исключительно интуитивным процессом, как спонтанный танец за пределами мыслей. Вы можете думать о бегущих облаках, но им не нужны для передвижения никакие ментальные усилия. Чтобы поднять руку вам не требуются мысли. Ошо во время одной из своих лекций приводил пример  с сороконожкой, которая однажды, вдруг, задумалась о том, каким образом она перемещает все свои ножки, и тут же споткнулась.

Одной из самых эффективных медитаций является созерцание мыслей возникающих в спектре осознания. По мере практики наблюдения мыслей, вы начинаете различать разные аспекты и грани мышления. Становится ясно, что мысль – это не только то самое, «живое», «моя личность», эго… а это еще и энергия, причем объективно живой ее не назовешь. Это определенный вид напряжения на общем фоне сознания. Когда напряжение распознано, начинается этап релаксации.

Вы отпускаете все концепции себя, все, что связывали с собой, не засыпая, а находясь в непрерывном естественном внимании. На этом этапе открывается осознание, что мысль – это даже своего рода некоторое усилие. Просто мы привыкли его совершать, и по началу релаксация кажется чем-то неестественным. Но это лишь очередная мысль. Мы расслабляем мозг, голову, отпускаем все импульсы, возникающие на периферии.

По мере расслабления в естественном присутствии, замечаешь, что в поле восприятия всегда кружат сотни мыслей, и мы на самом деле являемся не творцами, а проводниками этих субстанций. Наш разум бессознательно цепляет их из ментального пространства. По мере усиления релаксации, проникаешь все глубже в бессознательное, наделяя его светом своего внимания, упорядочивая и расширяя сознание. Расширение сознания характеризуется переживанием легкости, свободы и блаженства. Вы как бы расплываетесь в пространстве, где личное «я» – это уже не тот сжатый пучок повседневных мыслей.

По мере продвижения в практике медитации, выражение мыслей во внутренний монолог, начинает казаться чем-то грубым. Мысли распознаются в форме своих начальных импульсов, и сразу происходит узнавание их изначального вкуса. Еще не впустив мысль в себя, уже различаешь, является ли эта мысль беспокойной, или же положительной, стоит ей уделять внимание, подпитывать и давать ей ход, или не стоит.

Это – возможно, лучший способ прекратить индульгирование, самопотакание и нытье, избавив мозг от груза хаоса бесполезной информации, затрачивающей внимание и энергию. Нет необходимости изображать спокойствие и отрешенность, когда они сохраняются естественным образом.

Можно медитировать без конкретного объекта, расслаблять тело и ум, оставаясь бдительным, настраиваясь сразу на незапятнанный аспект существования как такового, что является прямым способом распознавания своей сущности. Но это – практика продвинутых, и в большинстве случаев объект полезен и необходим, хотя бы как точка отсчета, для сохранения бодрствования. Когда не совсем ясно, что происходит в сознании, вы просто помните: «я созерцаю этот объект», будь то кончик носа, дыхание, звук, мантра, внешний объект, или какое-нибудь переживание.

По мере продвижения в медитации, внимание становится все более расфиксированным. Отцепившись от таких острых частностей как мысли и утончившись, мы ощущаем собственную суть, как некое вибрирующее бытие подобное пространству. Это еще не конечная цель, потому что все еще имеется некая энергия, которая фиксирует в определенной плоскости, хоть и более широкой, чем частные мысли.

По мере снятия напряжения в медитации происходит выход всех накопившихся стрессов, «сброс кармы», утончается различительная способность разума, появляется возможность работать с тончайшими причинами происходящего.

Начинать практику медитации можно с двадцати минут в день, постепенно увеличивая до часа и более. В свободные дни можно устраивать ритриты, когда медитация проходит по несколько часов непрерывно. Ритрит может длиться от одного дня до нескольких лет, в зависимости от условий практики. Считается, что ритрит является наиболее мощным средством реализации просветления.

Медитацию, по возможности, необходимо дополнять подходящей вам лично практикой физических упражнений. Например, – Сурья Намаскар.

Если медитация не получается и вы ощущаете что-то вроде натужных попыток концентрации, можно использовать различные полезные для практики установки:

1.) Я держусь объекта медитации, во что бы то ни стало, не отвлекаясь.
2.) Сейчас нет ни одной важной мысли, все это я буду думать позже, а сейчас только практика.
3.) Все происходит само собой, я ничего не делаю, выбор происходит автоматически, я свободен от выбора.
4.) Объект медитации уже и так здесь и сейчас, никакие старания не помогут его воспринять. Нужно лишь расслабиться.
5.) Я отпускаю мысли как есть, пусть будут любые мысли, я не обращаю на них внимания.
6.) Как я могу не управлять собственным умом? Если я не управляю чем-либо, быть может, это не мое?
7.) Я всегда был здесь, всегда было то, что есть прямо сейчас и больше ничего не нужно – не к чему стремиться.
8.) Нет ничего кроме естественного сознания.

Все же почти невозможно объективно словами описать эти тонкие процессы, и стоит привыкать к безопорности интуитивного сознания вне мыслей, которое у большинства людей в наше время дремлет.

Если у вас нет склонности к медитации, это совершенно нормально. На определенных порах для большинства людей, куда больше пользы может принести психологический анализ и обычная деятельная жизнь, где мы учимся принимать взрослые решения и нести ответственность.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

63 комментария

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. andy, отлично написано.
    Я тоже восновном занимаюсь лёжа. Ощущение пустоты так же бывает, иногда, я неожиданно в него углубляюсь и это вызывает испуг, это такое состояние, как будь то проваливаешься куда то.
    Действительно, у меня всплывают некие картины из прошлого и это не просто образ или воспоминание. Это какое то сильное, приятное и очень знакомое чувство. Да описать такое сложновато..)

  2. Да-да, именно проваливаешься, углубляешься… или (с какой стороны смотреть) наоборот как бы возвышаешься. Но это сложно объяснить (и, возможно, это мое самовнушение, я не уверен).

    Что до чувства детства — похоже, что это и есть (пусть и крохотными шажками) «проработка тонкотельных блоков» (то есть, ментально-эмоциональных, не физических).

    А то что «описать сложновато» я попробую выразить так: вот съел какой-то заморский фрукт, «ни на что не похож по вкусу» (следовательно выразить и описать невозможно), потом прошло много лет и вот сам вкус уже не вспомнить, а ощущение «о, это было потрясающе вкусно» всплыло. Пожалуй так…

    Но вообще же, ощущения появляются на какие-то мгновения, хотя уже сам факт их появления обнадеживает (маленький, но результат). Я, например, долго сомневался, «а правильно ли я все делаю»…

  3. Могу ошибаться, и ни в коем случае не настаиваю, но все таки лежа, ИМХО, это не медитация. Хотя, исключения, в индивидуальных случаях могут быть.
    Лежа сознание тяготеет к сонливости и к каким-то параллельным сферам. Это связано с протеканием энергии в таком положении.
    Сидя с прямой спиной преобладает ясность, кристальность, бодрствование.
    Конечно, с точки зрения просветления, не важно, лежим мы, или стоим.) Но у классической медитации есть свои каноны, и они такие не напрасно.
    А лежа можно практиковать терапевтическое расслабление.

  4. Здравствуй Игорь,

    спасибо за мнение. Возникли некоторые вопросы и «непонятки».

    > Лежа сознание тяготеет к сонливости…

    С сонливостью все просто: я могу «практиковать» (пишу в кавычках, т. к. уже не совсем понятно что есть настоящая практика, а что — только видимость практики) утром, через какое-то время после того, как проснулся и взбодрился. Вряд ли захочется спать после того как выспался и голова свежая. Другое дело — когда ощущается усталость (под вечер, например).

    > и к каким-то параллельным сферам.

    Что ты под этим подразумеваешь?

    > Это связано с протеканием энергии в таком положении.

    Хмм… в этом всем, конечно, но-о-овенький, и тебе видней, но:

    есть такая штука — шавасана (поза мертвеца). Утверждается, что в ней достигается весьма приличное расслабление ума и тела. Про особое течение энергии там никак не упоминается. Опять-таки, йога-нидра — созерцание (хотя, и тут начинают возникать сомнения, «а что такое _действительно_ созерцание») собственного тела и дыхания (просто когда обращаешь внимание на дыхание, следишь за ним и расслабив тело всецело его ощущаешь).

    есть целый ряд ситуаций когда сидя заниматься невозможно (напр., после травмы опорно-двигательного аппарата).

    > Сидя с прямой спиной преобладает ясность, кристальность, бодрствование.

    Возможно, не спорю… впрочем, мне спину надо именно выпрямлять, что значит постоянно думать «а достаточно ли она прямая»… а это уже не то.

    > Конечно, с точки зрения просветления, не важно, лежим мы, или стоим.

    Ну, во-первых, меня просветление не интересует. У меня нет ни амбиций ни шансов его достичь. Слишком много «блоков» как ментально-эмоциональных так и физических. Очевидного и доступного способа эти блоки снять я пока тоже не нашел, увы… Я был у психологов, даже холотропным дыханием пытался заниматься (опыт неудачный был) — проблему это не устранило.

    Проще говоря, я такой типичный «мирянин» со множеством проблем (а основные — как раз «в голове»). Другой вопрос — что я хочу избавиться от тех проблем, которые давлеют надо мной сейчас (они — следствие ста-а-арой проблемы которая тянется едва ли не с рождения).

    Впрочем, есть подход, утверждающий, что просветления нет вообще… но это так, к слову.

    Что до лежим мы или стоим. Допустим, если я уснул стоя — мне приснится не такой как обычно сон?

    > Но у классической медитации есть свои каноны, и они такие не напрасно.

    Здесь главное (!) противоречие. С одной стороны, медитация — процесс (и состояние) «без ума», с другой — меня ограничивают «канонами». Тогда должен быть четкий алгоритм «как правильно медитировать» и главное — что есть медитация, а что — просто валяние дурака. Чтоб я, как человек, который никогда не сталкивался ни с чем подобным — вот! это точно оно!..

    Кстати, есть книжка «Медитация без гуру: Путь к сердцу практики». Автор Кларк Стрэнд. Написана _невероятно_ просто, даже по-дзеновски я бы сказал. Все «каноны» разбили в пух и прах. Но, с другой стороны, после этой книжки у меня возникло ощущение: а где подвох? Существуют целые своды правил, а тут повторение мантр, например, называется «не медитацией», а медитация сводится к ровной спине (правда, в положении сидя, это верно) и счету выдохов от одного до четырех и «присутствию в настоящем моменте».

    Вот ссылка на книжку в магазине «Озон» (в электронном виде я не нашел):

    ozon.ru/context/detail/id/2879763/

    Где же все-таки истина? Любопытно было бы узнать мнение если кто читал.

    Заранее спасибо за ответ.

  5. «_Терпеть_ и практиковать через боль, на мой взгляд, не следует.» — это неправильная точка зрения

  6. andy, лежа, даже если не засыпаешь, ум все равно несколько затуманен. Это, конечно относительное понятие.

    > и к каким-то параллельным сферам.
    Что ты под этим подразумеваешь?

    В медитации, нас не интересуют астральные энергии т.к. мы идем вглубь, к источнику. В лежачем положении, сознание углубляется меньше, но зато «настройка» на астральный план сильней.

    >есть целый ряд ситуаций когда сидя заниматься невозможно (напр., после травмы опорно-двигательного аппарата).

    Конечно, в таком случае лучше практиковать лежа, или в любом другом удобном положении.
    Но если речь о выборе, то сидячие положения несколько более предпочтительны.

    >Допустим, если я уснул стоя — мне приснится не такой как обычно сон?

    Возможно. Стоя вообще заснуть сложно.)

    >Тогда должен быть четкий алгоритм “как правильно медитировать

    В каком-то смысле это действительно так. Но алгоритм этот ты должен понять и выработать сам. На словах я могу сказать так: непрерывное бодрствование, спонтанное созерцание с расслабленным телом и умом. Как именно? Есть много разных слов. Но лучше пробовать. Со временем будет ясно, что здесь действительно надо просто пробовать-пробовать-пробовать. Хотя «правильные» и своевременные инструкции также важны. Но увлекаться ими не стоит.

    >Все “каноны” разбили в пух и прах. Но, с другой стороны, после этой книжки у меня возникло ощущение: а где подвох?

    andy, многие адвайтисты, в наше время уверены, что практика вообще не нужна, т.к. все и так есть. Только вот в головах у них ничего не меняется. Сколько бы человек не говорил «я есть То, я есмь альфа и омега», от одних слов обычно ничего не меняется. Поэтому некоторые практические действия уместны и оправданы. Золотая середина у каждого своя. Возможно просто кому-то необходимы сложные ритуалы, а кому-то достаточно простых практических инструкций. Зависит от мировоззрения, опыта, от кармы.

    Сидеть в «правильной позе» — это не ритуал, и не правило. Это пожелание для хорошей практики. Но и это глубоко вторично. Главное то, что и как происходит в сознании. Блуждает ли оно в грезах, подменив мирские иллюзии духовными, или же преобладает ясность.

    andy, к сожалению у меня до сих пор нет такой статьи, где было бы заострено внимание на том, как важно в начале пути здоровье тела.
    И судя по всему, для тебя это особенно важно, чтобы двигаться дальше.
    Следи за своим питанием и занимайся здоровьем. Для тела необходимы регулярные физические усилия и способность расслабляться.

  7. Потому, что боль сигнализирует о засорах в каналах. Спустя время канал очищается и боль проходит. Вы сможете сидеть сутками в этой позе без чувства дискомфорта.

    Смена положения — это фактически поведение инвалида. Тут болит — согнулся — отпустило. Тут заболело — опять скривился — полеглчало. И вот такое чудо перекошенное идет, которое само себя загнало тем, что вместо работы с телом (в данном случае) перекашивлось

  8. Андрей, Игорь,

    спасибо за замечания и _поддержку_!

    > Но алгоритм этот ты должен понять и выработать сам. Все “каноны” разбили в пух и прах.

    В той книжке К. Стрэнда так и написано: «Медитации нельзя научить, ей можно только научиться. […] Если этому учат, то это […] не медитация как таковая.»

    Автор тоже пишет, что надо просто расслабиться, отпустить мысли, и понимание «как» придет само. Говорится и про глубокую вторичность «канонов», мол, медитация это естесственный процесс. И настолько простой что умом не понять. Ни мантры ни поза не суть важны. Поэтому-то я и удивился когда ты написал про «классические каноны» — ведь в твоей статье та же идея.

    Еще раз убедился, что я все верно (кроме позы) делаю — остается только продолжать расслабляться дальше :-). Спасибо за «повторение». :-)

    > В лежачем положении, сознание углубляется меньше, но зато “настройка” на астральный план сильней.

    Про такую «тонкость» я не знал. И считал что «астрал» — это просто один из этапов, к «источнику» через него придешь. С точки зрения материализма даже астрал — хорошо, ведь это снимает основной блок — «это все невозможно».

    Положение лежа выбрал по двум причинам: есть напряжения в теле, повышеный мышечный тонус — поэтому так я полнее расслабляю тело. Сидя — больше напряжения. Как снять его не знаю.

    > непрерывное бодрствование, спонтанное созерцание с расслабленным телом и умом.

    Прости, меня смущает слово «бодрствование». О каком бодрствовании идет речь?

    > andy, многие адвайтисты, в наше время уверены, что практика вообще не нужна

    Что до «просветления». Отношусь скептически лишь потому что мне оно «не светит». Безапеляционно утверждать что его нет или оно есть не стану.

    > andy, к сожалению у меня до сих пор нет такой статьи

    Ну, здоровый образ жизни — понятие относительное. То, что вполне здорово с «общественной» точки зрения, не годится с точки зрения энергий. Хотя, о том, что хорошо вести здоровый образ жизни в той или иной степени понимает каждый…

    О питании, например, мнений куча — от вегетарианства и сыроедения до «питания святым духом». Тут тоже много «но» и свои тонкости.

    Вообще, меня интересует другой вопрос. Например, я захотел помимо медитации заняться какой-то системой физических упражнений. Их много: различные системы йоги, дыхательные практики… _Как_ во всем этом многообразии выбрать то, что подойдет конкретно мне, как потом разобраться во всем множестве книг и пособий (хочется объективности и _доступности_) или как понять что инструктор (гуру) действительно знает свое дело, а не просто «машет руками».

    Андрей, про боль понятно в общем-то. Просто важно понимать _что_ за боль, какова причина и т. д. Чтобы боли _не бояться_ надо знать что она «не навредит».

    Еще раз спасибо.

  9. >В той книжке К. Стрэнда так и написано: “Медитации нельзя научить, ей можно только научиться

    Хорошая, должно быть, книга!)

    >О каком бодрствовании идет речь?

    Это еще один способ говорить об осознанности, ясности, внимательности.

    andy, то, что ты желаешь разобраться, исследуешь — это, считаю, самое главное.

    На счет физ. упражнений, пока не нашел свое, могу посоветовать: https://progressman.ru/2009/03/kompleks-uprazhnenij-surya-namaskar-isatorin/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.