Консультации   ·   Книги   ·   Аудио


Медитация для начинающих

медитацияВ этой статье представляю основную информацию о практике медитации для начинающих. Обычно медитацией занимаются с высокими целями – раскрытие чакр, обретение волшебных способностей, достижение просветления, чтобы затем стать кем-то вроде просветленного Будды. Ничего объективно дурного в таких целях нет, они могут быть превосходной мотивацией в начале духовной практики, но по своей сути являются очевидным самообманом. Суть медитации – это сдача всех позиций эго и растождествление с ним. А все вышеперечисленные цели – напротив, эго лишь возвеличивают. Таким образом, само эго стремится практиковать медитацию, чтобы самовозвеличиться, не осознавая, что суть этой практики – чуть ли не в обратном. А истинная цель медитации объективно может быть лишь одна – избавление от психического дискомфорта – то есть от страданий. Даже жажда духовного пробуждения – это источник неудовлетворенности текущим положением дел.

Страдания происходят из-за того, что мы считаем себя хрупкими телесными и психическими формами, которые подвергаются риску уничтожения. Смертно – не только физическое тело, но и все психические структуры. Как говорилось в «The Matrix»: «все, что имеет начало, имеет и конец». Конечно, просветление – и есть истинная цель медитации, потому что именно это событие позволяет осознать, что все наши тела, мысли и ощущения – лишь наблюдаемые внешние явления, а наша истинная сущность (далее – высшее «Я») всем этим никак не связана.

Медитация – та самая практика, которая и позволяет распознать тело и ум как внешние наблюдаемые формы. Сама медитация – это и есть наблюдение – процесс непрерывного созерцательного внимания, который устраняет иллюзорное тождество.

Парадокс в том, что к просветлению все же стремиться бесполезно. Все подобные устремления вызваны желанием эго возвыситься в образе просветленного и потому – великого человека. Истинная цель, повторяю – это избавление от психического дискомфорта.

Мысли являются основой любого отождествления и порождения иллюзии – именно они заменяют нам реальность. Отождествляясь с мыслями, мы теряем связь с чистой реальностью. Все, что нам кажется знакомым и привычным – это всего лишь мысли об этом. Существование, или отсутствие существования чего-либо – это мысль. То, что вы тот самый человек… – и это лишь мысль. Реальность за пределами мыслей абсолютно необъяснима. Любое понимание, мнение, или оценка – это шаг от реальности к сфере ума.

В медитации количество мыслей сокращается, но сами мысли меняют качество, становятся более глубокими и уместными, ментальный хаос упорядочивается и все лишнее уходит. Если медитация проникает в повседневность, иллюзия привычной картины мира, сотканной из связанных ассоциациями мыслей, постепенно разрушается. Практик воспринимает удивительный хаос, теряет уверенность совершенно во всем, т.к. начинает осознавать, что все привычное – иллюзорно – всего лишь набор мыслей. Страх состояния без привычных опор со временем проходит, привнося в жизнь покой, гибкость и ясность.

По мере практики медитации приходит осознание, что будущее и прошлое – также, существуют лишь в мыслях, а в реальности есть только момент «сейчас», поэтому учителя и советуют сосредотачиваться на текущем моменте. Невозможно достичь момента «сейчас», потому что мы всегда были здесь и сейчас. Как бы странно ни прозвучало, на духовном пути стремиться не к чему, и на самом деле даже некому. Эго, стремящееся к запредельным высотам само состоит из иллюзорных мыслей и выпрыгнуть за их пределы неспособно. Ничто не имеет конечного смысла и цели, а жизнь – это такая удивительная игра. Разочарование в привычных смыслах, которое по началу может настичь от таких озарений, также иллюзорно бессмысленно и со временем проходит.

Медитация – это практика, призванная помочь растождествиться с преходящими формами, и найти собственное реальное «Я». Однако найти его, или зафиксировать вниманием невозможно. Можно лишь убедиться, что ни тело, ни ум не являются «Я». В Адвайте (учение о недвойственности) популярны парадоксальные вопросы об источнике всех движений. Когда что-то ищешь, фиксируешься на чем-то, или думаешь, то кто этот ищущий, фиксирующийся, или думающий? Если ты ощущаешь тело, мысли, или даже собственное «я», значит ты отделен от всего этого. Кто этот «воспринимающий» тело, ум и «я»? Высшее «Я» ощущает объекты, но само объектом не является.

Когда есть ощущение, что вы наблюдаете ум, или созерцаете объект медитации – это всего лишь утонченные мысли. Реально высшее «Я» всегда здесь и сейчас, его невозможно найти, как и момент «сейчас», оно не является ни одним из ощущений, оно есть то, в чем происходят все ощущения – само существование. На progressman.ru этой исконной психической «субстанции» посвящена отдельная статья.

В медитации утончается восприятие, повышается чувствительность, заставляя воспринимать все более и более тонкое. Считается, что за пределами тончайшего, медитирующий сталкивается с самим собой. Уму такое утончение не по силам. Оно происходит спонтанно, как естественное тяготение к истинной природе.

Многие «практикующие», особенно приверженцы различных эзотерических учений задаются таким вопросом как: «зачем садиться медитировать, если я и так в медитации? Я и так хожу и осознаю!» Если человек не может медитировать, сохранять постоянную бдительность, когда глаза прикрыты, тело расслаблено и его ничто не отвлекает, то об осознанности в быту, вообще, не может быть и речи.

Повседневная осознанность – вещь далеко не простая и становится реально доступной лишь очень усердным практикам. Можно пробовать начинать с осознанности, как советеут Ошо, или Гурджиев, но в первые годы, как правило, случаются лишь относительно удачные попытки осознанности, или мысли о ней, а еще чаще пустые разговоры. Тем не менее, пробовать осознавать себя можно с самого начала пути. В медитации же практик «приучается», привыкает к бдительности, пробужденности постепенно, тогда она случается и в повседневности.

Внимание непрерывно, это важно понять и взять за аксиому, вопрос лишь в его объекте. Притупление и рассеивание внимания как такового – вещь условная, т.к. на самом деле внимание неизменно и целостно. Меняется только объект внимания, тогда кажется, что изменяется и само внимание. Так происходит, потому что, упрощенно говоря, существует подсознательный слой наблюдаемых нами информационных объектов, которые мы не можем различить в нашем обыденном дневном сознании. Эти подсознательные объекты, являются своего рода пеленой, сквозь которую мы воспринимаем.

На начальном этапе мы не ощущаем причину поверхностных колебаний в сознании, поэтому принимаем все как должное и неизбежное. Все мысли кажутся нашими, потому что мы не видим, как и откуда они исходят.

Существует определенный вид тончайшей «энергии» сознания. Чем больше этой «энергии» в том, что мы воспринимаем, тем яснее само ощущение, но и сама эта энергия является «наблюдаемой». Зрение, слух и др. чувства это не мы сами, это все еще лишь то, что мы «наблюдаем» своим непрерывным вниманием, то, что происходит в нас. Слой подсознания, где находятся причины и источники колебаний сознания не ощущается нами, т.к. в нем для этого не хватает энергии сознания, от чего в медитации он может восприниматься как беспорядочный, хаотичный набор бессмысленных ощущений. Энергия сознания привлекается туда, где наше внимание, и если внимание проникает в слои подсознания, оно постепенно, слой за слоем становится осознаваемым и упорядочивается.

Еще Фрейд говорил, что исцеление приходит, когда бессознательное становится сознательным. Мы живем в мире парадоксов. Необходимо научиться принимать и осознавать то, что есть – необъяснимое, чистое существование, продолжая играть в телах, изображая нормальность.

© Игорь Саторин

Другие статьи о медитации:

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке.

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman.ru!

85 комментариев

Комментарии проходят проверку модератором.

  1. mixa14, здравствуйте. Мой мыслительный аппарат так же периодически отвлекает мое внимания от дыхания, но бывают моменты когда внимание сохраняется на объекте совершенно произвольно без всякой концетрации. Отвлечение внимания в начале практики бывает у всех это совершенно нормально. Когда такое происходит плавно возвращайте его к объекту медитации. Не расстраивайтесь из за этого и не ругайтесь на себя. Во время практики так же не стоит напрягаться это только мешает и препятствует медитации. Вообще по сути говоря медитация происходит сама собой, от нас же требуется только настроить свой ум и тело для того чтобы она произошла. Запомните именно настроить. Настроить плавно и мягко, без всяких напряжений. Под настройкой я имею ввиду расслабить тело, дисциплинировать ум и т.д. Но все это развивается только со временем, как и любой навык в принципе. То же самое и здесь. Так что удачной вам практики.

  2. Mixa14. Если у вас остались или возникнут еще вопросы обращайтесь. Буду рад помочь.

  3. Петр спасибо,я увидел видео на ютубе,медитация с Барри Керзином(врач Далай-ламы),тоже на дыхание,подумал так просто-садишся и концентрируеш внимание на дыхание,-попробовал-«не тут то было».
    Петр ещёраз сенкс-удачной и вам практики.!

  4. >не пойму на что мне направлять свое внимание в повседневной жизни, ведь вокруг столько всего.

    Если заняты каким-то делом, надо бы именно это дело и делать осознанно. Без перенапряжений и завышенных планок.

  5. Игорь, а если я например еду в общественном транспорте ? В таком случае я могу осознавать шум вокруг или наблюдать людей и т.д. Тут уже дело вкуса, правильно я понимаю ?
    И еще вопрос. Как и mixa14, я так же столкнулся с проблемой отвлечения внимания на мысли. Знаний о медитации на тот момент у меня почти не было и я решил подавить свои мысли усилием воли. Мне это удалось, теперь бывают моменты когда в голове не остается ни единой мысли как во время практики так и в жизни. Уже много позже я прочитал, что ничего хорошего в этом достижении нет. Что вы скажете ?

  6. Петр, объект осознания не так уж важен. Смысл практики — во вхождении в пробужденное состояние. Это действительно похоже на пробуждение от сна, подобно утреннему.

    На счет подавления, не знаю, что вы имеете ввиду. Вы не можете выключить мысли полностью. Скорей всего продолжаете думать, но в «фоновом режиме». То есть, если вы не замечаете конкретных мыслей, это не значит, что вы пробуждены. В этом смысле от состояния толку действительно немного.

    Хватит пока вопросов. Переваривайте.

  7. «Медитация для начинающих» — как бывает здОрово начинать все сначала, быть в позиции ученика и каждый день чувствовать, что ты … ничего не знаешь определенно, а только исследуешь… даже делая казалось бы одно и тоже — находишь в этом миллион разных оттенков.. ведь на самом деле ничего не повторяется.. каждый день — новый опыт.. новый человек

  8. Наверное так и есть. Мысли есть, но я их просто не замечаю. Но как такое возможно, чтобы совсем не замечать никаких своих мыслей так что это создает иллюзию их полного отсутствия.

  9. На счет подавления. Я имел ввиду, что как только начинался внутренний монолог или какое то образное мышление, я как то это подавлял волевым усилием. Грубо говоря заставлял свой ум замолчать. И со временем научился заглушать его насовсем.

  10. Amarillis
    >начинать все сначала, быть в позиции ученика
    Можно быть лидером и учится у подчиненых-это, всегда считалось мудростью.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.